12 января 1735г - 17 октября 1792г
Ульяновская область, Сурский район, Ждамирово
Русский историк-просветитель, генерал-майор, член Российской академии. Создатель первой целостной концепции русской истории, основанной на идеях Монтескьё. Утверждал, что историю определяют объективные законы, а специфика России — результат воздействия "климата" и "нравов".
Иван Болтин родился 1 (12) января 1735 года в дворянской семье. Получив домашнее начальное образование, в шестнадцатилетнем возрасте он был зачислен рядовым в Конногвардейский полк, где началась его военная карьера. Выйдя в отставку премьер-майором в 1765 году, Болтин, владевший 900 крепостными душами, посвятил себя государственной службе на гражданском поприще. С 1769 года он служил директором таможни в Василькове, а в 1779 году, благодаря покровительству своего бывшего сослуживца Григория Потёмкина, был переведён в Петербург в Главную таможенную канцелярию, получив чин коллежского советника. С 1781 года и до конца жизни занимал ответственный пост прокурора Военной коллегии, совмещая его с членством в самой Коллегии с 1788 года. В 1786 году ему был пожалован чин генерал-майора.
Болтин входил в интеллектуальную элиту своего времени. Он был видным деятелем русского масонства, занимая высокие посты в ложах, в том числе великого ритора для русского языка в Провинциальной ложе. С момента основания в 1783 году являлся действительным членом Российской академии, где совместно с Денисом Фонвизиным, Гавриилом Державиным и другими видными литераторами участвовал в создании первого толкового "Словаря Академии Российской". Скончался Иван Никитич в 1792 году и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Его обширный личный архив, представлявший огромную ценность, был впоследствии приобретён графом Алексеем Мусиным-Пушкиным.
Исторические взгляды Ивана Болтина, изложенные в его полемических трудах "Примечания на историю древней и нынешней России г. Леклерка" (1788-1794) и "Критические примечания на Историю князя Щербатова" (1793-1794), представляют собой первую в русской историографии целостную, системную концепцию национального прошлого, основанную на идеях Просвещения. Болтин сформировался как историк под влиянием трудов Василия Татищева и французских философов, особенно Монтескьё, чья теория влияния "климата" (совокупности географических условий) на "нравы" народов стала для него ключевой.
Согласно Болтину, история управляется объективными законами. Специфика русского исторического процесса обусловлена уникальным взаимодействием физико-географического фактора ("климата") и "побочных обстоятельств" — внешних влияний, образа жизни, воспитания. Эти факторы формируют национальный характер ("нравы"), который, в свою очередь, является фундаментом для государственного порядка и законодательства. Отсюда его знаменитый тезис: "Удобнее законы сообразить нравам, нежели нравы законам".
Применяя эту схему к русской истории, Болтин выделял несколько периодов. Исходной точкой формирования русского народа он считал "пришествие Рюрика" и смешение славян с руссами. Он критиковал норманнскую теорию, видя в варягах не создателей государства, а один из элементов этногенеза. Период Киевской Руси характеризовался, по его мнению, "правлением, на коренных законах… утверждённом", общим для которого была "Русская Правда". Удельная раздробленность привела к разнообразию местных законов и нравов, что стало препятствием для централизации. Только в царствование Ивана Грозного, с изданием Судебника 1550 года, удалось восстановить единый правовой порядок, который Болтин рассматривал как прямое продолжение и развитие "Русской Правды".
Болтин впервые в отечественной науке поставил вопрос о происхождении крепостного права, увидел в русской княжеской иерархии аналогию европейскому вассалитету и дал подробный обзор исторической географии Древней Руси. Его критика трудов французского историка Леклерка и князя Щербатова, несмотря на часто присущий ей патриотический пафос и стремление идеализировать некоторые стороны русской жизни, была основана на скрупулёзном источниковедческом анализе. Он чётко сформулировал принципы отбора, сопоставления и критики исторических источников. Историческая концепция Болтина, синтезировавшая идеи Просвещения с глубоким знанием отечественных древностей, оказала значительное влияние на развитие русской исторической мысли последующего периода.