Лажечников Иван Иванович

Лажечников Иван Иванович - российский писатель

25 сентября 1792г - 8 июня 1869г

Московская область, Коломна (городской округ), Коломна

Писатель

Вошёл в историю русской литературы как один из основоположников жанра исторического романа, чьё творческое наследие оказало значительное влияние на развитие отечественной прозы.

Биография

Будущий литератор родился 14 сентября 1792 года в семье преуспевающего коломенского купца, коммерции советника. Детство его прошло в родовом имении Кривякино, где царила атмосфера почитания знаний. По совету известного просветителя Н.И. Новикова для мальчика был приглашён гувернёр-француз, эмигрант Болье, человек широкой эрудиции и прогрессивных взглядов. Судьба семьи круто переменилась при Павле I: отец писателя по навету оказался в застенках Петропавловской крепости. Хотя вскоре его освободили, финансовое благополучие рода было безвозвратно утрачено.

Уже в двенадцатилетнем возрасте Иван начал службу в московском архиве Иностранной коллегии, а позднее перешёл в канцелярию московского генерал-губернатора. Параллельно он усердно занимался самообразованием, беря уроки у профессора П.В. Победоносцева и посещая частные лекции литератора А.Ф. Мерзлякова.

Вопреки воле семьи, с началом Отечественной войны 1812 года Лажечников вступает в ополчение. Он стал участником Бриеннского сражения и взятия Парижа, а позже служил адъютантом при графе А.И. Остермане-Толстом, был удостоен ордена Св. Анны 4-й степени.

Оставив военную карьеру в 1819 году, он посвятил себя просвещению: возглавил училища Пензенской губернии и в течение трёх лет руководил Пензенской мужской гимназией. Именно благодаря его стараниям в Чембаре открылось училище, из стен которого в Пензу для продолжения обучения прибыл юный Виссарион Белинский.

С 1823 года Лажечников руководил Казанской губернской гимназией и всеми училищами Казани, а также осуществлял инспекцию студентов местного университета. Уйдя в отставку в 1826-м, он обосновался в Москве, где начал кропливую работу над своим дебютным историческим романом, для чего специально совершил поездку в Лифляндию для сбора материалов.

На протяжении жизни его судьба была тесно связана с именем графа Остермана-Толстого: в конце 1820-х он управлял его имением Ильинское, а позже, с 1831 года, вновь вернулся на государственную службу в качестве директора училищ Тверской губернии. Дослужившись до чина надворного советника, он приобрёл имение Коноплино под Старицей (ныне — резиденция губернатора Тверской области), где жил с 1837 по 1843 год.

Последующие десять лет жизни Лажечников отдал административной работе, занимая пост вице-губернатора сначала в Твери, а затем в Витебске. В этот период он был удостоен ордена Св. Анны 2-й степени, получил чин статского советника и был внесён в родословную книгу Тверской губернии.

Из-за стеснённых материальных обстоятельств в 1856–1858 годах он вынужден был занять должность цензора в Санкт-Петербургском цензурном комитете, которую искренне не любил, несмотря на относительную либерализацию цензуры в тот период.

Последние годы писатель провёл в Москве, переезжая между Троекурово, Плющихой и Поварской. 3 мая 1869 года культурная общественность торжественно отметила пятидесятилетие его литературной деятельности, хотя сам юбиляр на празднестве не присутствовал. Скончался Иван Иванович 26 июня (8 июля) 1869 года. Его духовным завещанием потомкам стали слова: "…состояния жене и детям моим не оставляю никакого, кроме честного имени, каковое завещаю и им самим блюсти и сохранять в своей чистоте".

Местом последнего упокоения писателя стало кладбище Новодевичьего монастыря в Москве.

Литературное творчество

Творческий путь Ивана Лажечникова начался необычайно рано: уже в пятнадцатилетнем возрасте в "Вестнике Европы" (1807 г.) появились его "Мои мысли", созданные под влиянием Лабрюйера. Юный автор продолжил литературные опыты публикацией "Военной песни" в "Русском вестнике" (1808 г.), а также стихотворений и философского рассуждения "О беспечности" в журнале "Аглая" и "Вестнике Европы".

В 1817 году свет увидели "Первые опыты в прозе и стихах" — дебютный сборник, который в зрелые годы писатель скупал и уничтожал, считая его незрелым. Гораздо значительнее оказались "Походные записки русского офицера" (1820), где проявилась keen наблюдательность автора. В этом произведении он не только делился впечатлениями о заграничном походе, но и открыто восхищался прусской системой народного образования, а в отдельных пассажах звучала критика крепостнических порядков.

Подлинную славу Лажечникову принёс масштабный исторический роман "Последний Новик" (1831-1833), ставший гимном патриотизму. Центральные и второстепенные персонажи — от Паткуля и Новика до капитана Вульфа и князя Вадбольского — жертвуют всем ради отечества. Даже шпионская деятельность Новика или вынужденная жертва Розы оправдываются высшей целью. Хотя современному читателю некоторые сцены могут показаться излишне патетичными, для своего времени роман был новаторским благодаря стремлению к исторической достоверности и реализму. Именно эта работа, над которой автор начал трудиться ещё в 1826 году, по праву закрепила за Лажечниковым статус одного из пионеров русского исторического романа, что позднее признавал и В.Г. Белинский.

Вершиной творчества писателя считается роман "Ледяной дом" (1835), созданный во время его пребывания в Твери. Несмотря на то, что образ Волынского был впоследствии подвергнут исторической критике, а Пушкин находил его излишне идеализированным, художественная сила произведения неоспорима. Колоритные детали эпохи — от ледяного дворца до фигуры Анны Иоанновны и её шутов — прописаны с потрясающей достоверностью. Особой психологической глубиной отличается трагическая история любви Волынского и Мариорицы.

Переехав в своё имение Коноплино под Старицей, Лажечников создаёт роман "Басурман" (1838). Если образ лекаря Антона может показаться недостаточно историчным, то царь Иоанн III выписан с неожиданной для того времени смелостью — со всеми его деспотичными и мстительными чертами. Ярким и жизненным получился и образ Марфы-посадницы.

Отдельного внимания заслуживает драматургическое наследие писателя. Его пьеса "Опричник" (1842), написанная белым стихом, долгое время была под цензурным запретом — вероятно, из-за вывода на сцену Ивана Грозного. Увидев свет лишь в 1859 году, она легла в основу либретто знаменитой оперы П.И. Чайковского. Кроме того, перу Лажечникова принадлежат драмы "Христиан II и Густав Ваза" (1841), "Горбун" (1858), водевиль "Окопировался" (1854) и цикл автобиографических новелл "Черненькие, Беленькие и Серенькие" (1856).

Особую ценность представляют его мемуарные работы: проникновенные "Заметки для биографии В.Г. Белинского" (1859), полемический "Ответ графу Надеждину", а также "Материалы для биографии А.П. Ермолова" (1864) и очерк "Как я знал Магницкого" (1866).

Последние годы жизни, проведённые в Москве, писатель сохранял keen интерес к современной литературе. Его роман "Немного лет назад" (1862) стал наивной, но искренней попыткой освоить новые художественные тенденции. В заключительном произведении — драме "Матери-соперницы" (1868) — и романе "Внучка панцырного боярина" (1868) заметны следы устаревших взглядов, в частности, резко отрицательное отношение к полякам.

Литературное наследие И.И. Лажечникова неоднократно переиздавалось, наиболее полные собрания сочинений вышли в 1858 и 1884 годах, последнее из которых сопровождалось обстоятельной монографией С.А. Венгерова.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(