26 июня 1794г - 27 ноября 1863г
Тверская область, Калининский район, Зеленцыно
Русский филолог и философ, академик. Профессор Московского университета, чья лекция о философии привела к её запрету на 20 лет. Читал курсы математики, словесности, был директором Педагогического института. Способствовал становлению отечественной филологии.
Выходец из небогатой дворянской семьи, рано лишившийся отца, Давыдов смог получить образование в Тверском училище для бедных дворян. Его выдающиеся способности привлекли внимание попечителя Московского университета М. Н. Муравьёва, что открыло ему дорогу в студенты. Проявляя редкую междисциплинарную широту, он посещал лекции на трёх разных факультетах, а в 1812 году блестяще защитил кандидатскую работу на латыни о различиях греческого и римского образования, получив золотую медаль.
Война с Наполеоном заставила его продолжить обучение в Казанском университете, где он слушал лекции самого Лобачевского. Вернувшись в Москву, он быстро прошёл путь от магистра до доктора словесных наук, защитив в 1815 году новаторскую диссертацию о влиянии Фрэнсиса Бэкона на преобразование наук.
С 1817 года, став адъюнктом, Давыдов читал лекции по философии, математике и истории русской литературы. Испытав влияние Шеллинга, он разработал собственную систему, определяя философию как "психологию, ведущую к открытию единства в знании и бытии". Однако его увлечение немецкой философией имело серьёзные последствия: после программной лекции 1826 года кафедра философии в университете была упразднена, а её преподавание запрещено на два десятилетия.
Это вынудило учёного, демонстрируя интеллектуальную гибкость, перейти на математическое отделение, где он в течение нескольких лет читал курс высшей алгебры и теории вероятностей.
С 1831 года, возглавив кафедру красноречия и российской словесности, Давыдов полностью сосредоточился на филологии. Он стал деканом историко-филологического отделения, редактором "Учёных записок" университета, а его лекции собирали аншлаги. Известен курьёзный случай 1832 года, когда на его лекцию вместе с графом Уваровым явился А.С. Пушкин, что вызвало настоящий фурор в студенческой аудитории.
В 1847 году его карьера совершила новый виток: он был назначен директором Главного педагогического института в Санкт-Петербурге, а позднее стал председателем Комитета по рассмотрению учебных руководств и сенатором.
Несмотря на высокие посты и академические звания, современники отмечали сложный характер Давыдова, упрекая его в мелочности и мстительности. Н.А. Добролюбов оставил нелицеприятные воспоминания о периоде его руководства Педагогическим институтом. Тем не менее, именно И.И. Давыдову принадлежит ключевая роль в адаптации идей европейской философии в России и институциональном становлении отечественной филологической науки как самостоятельной дисциплины.
Научное наследие И. И. Давыдова охватывает труды по филологии, философии и педагогике. Среди его ключевых работ — раннее сочинение "О различии греческого и римского образования" (1810), программный "Опыт руководства к истории философии" (1820) и ставшая популярной "Учебная книга русского языка", выдержавшая девять изданий.
Значительный вклад учёный внёс в развитие лингвистики, создав "Грамматику русского языка" (1849) и новаторский "Опыт общесравнительной грамматики русского языка" (1852), хотя последняя работа вызвала дискуссии из-за попытки связать языковые факты с универсальными логическими законами. Также Давыдов известен переводами трудов Франкёра по высшей математике и публикациями, посвящёнными анализу творчества Гоголя, Жуковского и Карамзина.