Образцов Иван Филиппович

Образцов Иван Филиппович - российский изобретатель, ученый

28 июля 1920г - 28 февраля 2005г

Тверская область, Максатихинский район, Быки

Изобретатель, Ученый

Советский и российский учёный в области строительной механики, академик АН СССР, создатель бимоментной теории депланации и методов расчёта тонкостенных авиаконструкций. Автор 300 научных трудов, под его руководством разрабатывался проект многоразового космоплана.

Биография

Родился 28 июля 1920 года в деревне Быки Тверской губернии в крестьянской семье. Его путь к вершинам науки начался с поступления в Ленинградский автодорожный институт, который в 1941 году был преобразован в авиационный. С началом Великой Отечественной войны юный Иван добровольно вступил в 68-й истребительный батальон и участвовал в боях под станцией Чудово Ленинградской области. Однако уже в сентябре 1941 года, согласно решению Государственного комитета обороны, студентов оборонных специальностей отозвали с фронта для продолжения обучения. В начале 1942 года Образцов был направлен в Московский авиационный институт, эвакуированный в Алма-Ату, который окончил в 1944 году.

После окончания МАИ началась его блестящая академическая карьера в стенах этого института. Пройдя все ступени преподавательской работы от ассистента до заведующего кафедрой, он уже в 1949 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1957 году стал доктором технических наук, а в 1958 году получил звание профессора. В 1956 году, в возрасте всего 36 лет, он возглавил самолётостроительный факультет, где до него деканами были такие светила авиации, как Н.Н. Поликарпов и А.С. Яковлев.

С 1958 по 1972 год Образцов руководил МАИ, сначала в должности директора, а с 1961 года — ректора. Под его руководством институт не только сохранил статус ведущего авиационного вуза, но и приобрёл новое качество как ракетно-космический университет. Именно Образцов впервые поставил задачу превращения МАИ в технический университет и сделал первые практические шаги в этом направлении.

В 1972 году он был назначен министром высшего и среднего специального образования РСФСР и руководил министерством до 1990 года, став самым долговременным министром образования в истории России. Параллельно с государственной службой он вёл активную научную работу, возглавляя Национальный комитет СССР по теоретической и прикладной механике (1982-1992) и научный совет РАН по механике конструкций из композиционных материалов (1986-2004).

Научная деятельность

Являясь продолжателем школы члена-корреспондента АН СССР В.З. Власова, он разработал бимоментную теорию депланации и создал общие методы расчёта тонкостенных оболочек типа крыла, фюзеляжа и корпуса летательного аппарата. Его новаторские работы охватывали широкий спектр проблем прочности, устойчивости, колебаний, термоупругости и живучести авиационных конструкций.

Знаковым достижением Образцова стало создание математической модели и описание в общем виде напряжённо-деформированного состояния корпуса летательного аппарата, стреловидных и треугольных крыльев с разнообразными силовыми схемами. Разработанный им вариационный метод позволил решить сложные краевые задачи прочности дискретно-континуальных пространственных систем многозамкнутого очертания. Особое значение имеет созданная им и его учениками общая техническая теория скошенных тонкостенных пространственных конструкций, открывшая новые возможности в проектировании современных летательных аппаратов.

В 1989 году по инициативе Образцова был учреждён Институт прикладной механики РАН, который он возглавлял до 1998 года. Здесь под его руководством развернулись перспективные исследования, включая разработку проекта космоплана — многоразового транспортного воздушно-космического аппарата универсального применения. Этот амбициозный проект, привлёкший ведущих специалистов из ЦНИИМАШ, ЦАГИ и других научных центров, предусматривал создание гиперзвукового аппарата с наземным горизонтальным стартом и посадкой.

Научное наследие академика Образцова включает около 300 научных трудов, 11 авторских свидетельств и 2 открытия. Под его руководством подготовлено 15 докторов и 25 кандидатов наук. Его учебники "Строительная механика летательных аппаратов" и "Вариационные методы расчёта тонкостенных авиационных конструкций" стали классическими для нескольких поколений авиационных инженеров. Даже в последние годы жизни он продолжал активную научную работу, о чём свидетельствует его статья "Гиперзвуковой космоплан: гиперпроект столетия", опубликованная в 2004 году.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(