Бабич Искра Леонидовна

Бабич Искра Леонидовна - российский кинорежиссёр, сценарист

10 января 1932г - 5 августа 2001г

Краснодарский край, Сочи (городской округ), Сочи

Кинорежиссёр, Сценарист

Советский и российский кинорежиссёр и сценарист, яркая представительница советского кинематографа 1960-х — 1980-х годов, чьё творчество, посвящённое в основном теме сельской жизни, отличалось тонким психологизмом, лиризмом и глубоким пониманием человеческих характеров. Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1983). Её относительно небольшое, но цельное режиссёрское наследие оставило заметный след в истории отечественного "деревенского" кино.

Биография

Родилась в Сочи, однако детство и юность её были омрачены войной и эвакуацией. Точные обстоятельства её ранних лет известны мало, что создаёт определённый ореол таинственности вокруг её фигуры. Решив посвятить себя кинематографу, она поступила на режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), где училась в мастерской Юрия Геники, известного документалиста и педагога. Окончила институт в 1956 году. Важнейшую роль в её профессиональном становлении сыграл знаменитый режиссёр и глава "Мосфильма" Иван Александрович Пырьев, который опекал её как любимую ученицу, высоко ценил её талант и способствовал реализации её первых проектов на киностудии.

Её режиссёрский дебют, короткометражный фильм "Пастух" (1957), который она также написала как сценаристка, сразу обозначил её творческие приоритеты — интерес к жизни простого человека на земле, к внутреннему миру персонажей, к неторопливому, созерцательному повествованию. Однако подлинным творческим прорывом, принёсшим ей всесоюзную известность, стал полнометражный фильм "Половодье" (1962), снятый по одноимённой повести Виля Липатова. Картина, повествующая о конфликте молодого и принципиального лесничего Фёдора Матвеича с местными браконьерами, стала событием в кинематографе оттепели. Бабич мастерски передала суровую красоту северной природы и создала мощный, почти трагический образ главного героя в исполнении Бориса Новикова, который стал одной из лучших его ролей. Фильм был отмечен критикой за режиссёрскую зрелость, драматургическую цельность и социальную остроту.

После "Половодья" в её карьере наступила длительная пауза, связанная как с внутренними творческими поисками, так и со сложностями кинопроизводства. Она вернулась к активной работе только в 1980-е годы. В 1981 году вышел её самый известный и титулованный фильм "Мужики!..", снятый по сценарию, написанному ею в соавторстве с И. Чигриновым. Эта многосерийная телевизионная эпопея о послевоенной жизни белорусской деревни, о судьбах фронтовиков, вернувшихся к мирному труду, была восторженно принята зрителями и критикой. За этот фильм, отличавшийся эпическим размахом, тщательной проработкой характеров и высокой художественностью, Искра Бабич в 1983 году была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Её последней работой стала лирическая драма "Прости меня, Алёша" (1983) о первой любви, где она снова выступила как автор сценария и режиссёр.

Член КПСС с 1979 года. В последние годы жизни она, стремясь к уединению, жила в деревенском доме в селе Поплевино Рязанской области, продолжая работать над сценариями. Когда у неё обнаружили онкологическое заболевание, она переехала в Москву в надежде на лечение, но болезнь оказалась сильнее. Скончалась и была похоронена в Москве на Хованском кладбище.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(