19 марта 1908г - 18 сентября 1980г
Ленинградская область, Санкт-Петербург
Советский драматург, сценарист и прозаик, чьё многогранное творчество оставило заметный след в театральной и литературной жизни СССР. Автор десятков пьес, работавший в жанрах социальной драмы, лирической комедии и сатирической сказки.
Исидор Шток родился в 1908 году в семье, глубоко связанной с искусством: его отец, Владимир Борисович, был хормейстером и дирижёром, а мать — оперной певицей, оставившей сцену ради семьи. В 1917 году семья переехала в Харьков, где будущий драматург окончил школу. Стремление к театру привело его в Москву, где он занимался в театральной студии при Театре Революции, а затем работал актёром в Передвижном театре Пролеткульта. Этот практический опыт сцены стал бесценным фундаментом для его будущей драматургической работы.
Его литературный дебют состоялся в 1927 году, когда на сцене Московского театра современной буффонады была поставлена его первая пьеса "Комсомол как таковой". В начале 1930-х годов Шток работал журналистом в Магнитогорске, где в 1931 году была поставлена его пьеса "Земля держит", посвящённая энтузиазму первых пятилеток. В годы Великой Отечественной войны он служил в Театре Северного флота, создавая патриотические произведения для фронтовых бригад. После войны его творчество обрело новое дыхание, особенно в жанре сатирической сказки.
С 1950-х годов и на протяжении двух десятилетий Исидор Владимирович тесно сотрудничал с Московским цыганским театром "Ромэн", где работал заведующим литературной частью, а затем штатным драматургом. Для этого театра он создал инсценировку повести Николая Лескова "Очарованный странник" под названием "Грушенька" (1964), которая долгие годы была визитной карточкой "Ромэна". Он был женат на заслуженной артистке РСФСР Александре Николаевне Кононовой, актрисе этого театра. Член КПСС с 1953 года, Шток также входил в правление Союза писателей РСФСР. Скончался драматург в 1980 году и был похоронен на кладбище в Переделкино.
В его драматургии можно выделить несколько ключевых направлений. Одним из самых известных его произведений стала философско-сатирическая пьеса-притча "Божественная комедия" (1961), созданная по мотивам рисунков французского карикатуриста Жана Эффеля. Поставленная Сергеем Образцовым в Государственном центральном театре кукол, она имела оглушительный успех и вошла в золотой фонд советского театра, позднее была экранизирована для телевидения. Не менее популярной была его пьеса-сказка "Чёртова мельница" (1953, новая редакция 1978), написанная по мотивам произведения чешского писателя Яна Дрды.
Значительную часть его творчества составляют социально-бытовые и лирические драмы о современниках: "Ленинградский проспект" (1961), "Якорная площадь" (1960), "Старая дева" (1966), "Петровский парк" (1976). Эти пьесы, ставившиеся в театрах по всей стране, поднимали острые вопросы морали, личного счастья и гражданского долга. Особняком стоят его драмы на исторические и библейские сюжеты — "Ноев ковчег" (1968) и "Вавилонская башня" (1969), в которых автор размышлял о вечных темах добра, зла и человеческой природы.
Помимо драматургии, Исидор Шток работал как сценарист ("Чайковский", 1947; "Визит", 1969) и прозаик. Он является автором нескольких сборников рассказов и мемуарной прозы — "Рассказы о драматургах" (1967), "Премьера" (1975), "В небе моей юности" (1984), где с теплотой и знанием дела писал о жизни театрального закулисья и своих коллегах. Его творчество, отмеченное орденом "Знак Почёта" (1978) и другими государственными наградами.