Ловейко Иосиф Игнатьевич

19 февраля 1906г - 9 сентября 1996г

Приморский край, Спасский район, Прохоры

Архитектор

Советский, российский архитектор. Автор монументальных работ (гостиница "Советская", Сталинская премия) и главный архитектор Москвы (1955–1960), под чьим руководством начался переход к массовому панельному домостроению.

Биография

Иосиф Ловейко родился 6 (19) февраля 1906 года в селе Прохоры Приморского края в крестьянской семье. Его профессиональный путь к вершинам советской архитектуры был неординарен. Окончив ремесленное училище и рабочий факультет во Владивостоке, он, благодаря отмеченным преподавателями художественным способностям, был направлен для продолжения образования в Москву. В 1931 году он завершил обучение на архитектурном факультете ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического института), где его дипломным руководителем был знаменитый конструктивист Александр Веснин, что оказало значительное влияние на ранний творческий почерк молодого зодчего.

Свою карьеру Ловейко начал в Стройсекторе ВСНХ, а в середине 1930-х годов перешёл в архитектурно-проектную мастерскую №5 Моссовета под руководством Даниила Фридмана. Его ранние работы, такие как жилые дома на Котельнической набережной и вестибюль станции метро "Дзержинская" (ныне "Лубянка"), созданный в соавторстве с Фридманом, отражали поиски современного стиля. Однако резкая критика в официальной печати, где его причислили к "упрощенцам", заставила архитектора кардинально пересмотреть свой подход. В послевоенный период он, возглавив Архитектурно-строительную мастерскую Моссовета, стал одним из ярких интерпретаторов "сталинского ампира", создав такие знаковые объекты, как административное здание НКВД на Газетном переулке и гостиницу "Советская", за которую был удостоен Сталинской премии.

Вершиной его административной карьеры стало назначение в 1955 году на пост главного архитектора Москвы, который он занимал до 1960 года. Этот период совпал с коренным переломом в градостроительной политике — переходом от монументального ансамблевого строительства к индустриальной массовой застройке. Ловейко, будучи практичным и ответственным исполнителем, руководил внедрением панельного домостроения и формированием новых микрорайонов, хотя в частных беседах критически высказывался о низком качестве и эстетике таких жилых массивов. После ухода с поста он до 1989 года руководил архитектурной мастерской №2 "Моспроекта-1", отвечая за застройку обширных территорий на севере Москвы (Дегунино, Бибирево, Лианозово). Иосиф Игнатьевич скончался 9 сентября 1996 года в Москве.

Творчество

Его ранний период отмечен влиянием конструктивизма, что проявилось в лаконичных формах клуба "Волгостроя" в Рыбинске (1934). Однако под давлением официальной критики его стиль претерпел радикальную трансформацию. В послевоенные годы он мастерски работал в парадном русле "сталинского ампира", создавая монументальные сооружения с обильным использованием классицистического декора. Ярким примером служит гостиница "Советская" (1950) на Ленинградском проспекте, где мощный десятиколонный портик и богатый лепной фриз создают образ торжественной и репрезентативной архитектуры.

Находясь на посту главного архитектора столицы, Ловейко оказался в эпицентре исторического перехода к типовому индустриальному домостроению. Он был вынужденным проводником политики тотальной экономии, руководил внедрением первых крупноблочных, а затем и панельных серий, что определило облик новых спальных районов Москвы. При этом он сохранял рациональное архитектурное мышление, предлагая новаторские для своего времени градостроительные решения. Именно Ловейко в 1960 году выдвинул и обосновал идею создания в Москве системы транспортных колец, включая Третье и Четвёртое, а также говорил о необходимости строительства многоэтажных гаражей.

В поздний период, возглавляя архитектурную мастерскую, он вернулся к более выразительным формам в проектах общественных зданий, тяготея к функционализму и брутализму. Наиболее характерной работой этого времени стал кинотеатр "Ереван" (1970), созданный в соавторстве с Н. Гайгаровым и В. Тальковским. Его динамичная композиция, где объём большого зала эффектно вынесен на консолях над остеклённым фойе, демонстрирует поиск пластической выразительности и сложных пространственных решений. Последним крупным проектом Ловейко стал конкурсный вариант Храма-памятника в честь 1000-летия Крещения Руси (1986), оставшийся нереализованным. Его многолетняя деятельность была отмечена высшими профессиональными званиями, включая народного архитектора СССР (1975) и почётного члена Российской академии архитектуры.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(