11 сентября 1923г - 23 декабря 2009г
Советский писатель.
Бакланов остался сиротой в возрасте двенадцати лет. С лета 1941 года учился на слесаря на заводе. После немецкого вторжения 1941 года ушел добровольцем на фронт в возрасте 17 лет. В 1942 году вступил в Коммунистическую партию Советского Союза. Воевал в артиллерии. Дослужился до должности начальника разведывательного отряда. В 1943 году был переведен на 3-й Украинский фронт и участвовал в освобождении Кишинева (ныне столица Молдавии), Румынии, Софии, Будапешта и Вены. Встретил конец Второй мировой войны в Вене в звании лейтенанта и впоследствии был награжден медалью "За взятие Вены" и медалью "Победа над Германией", среди других наград. После вывода советских оккупационных войск из Вены с 1946 по 1951 год учился в Литературном институте Союза писателей СССР (Литинститут имени Максима Горького). Его однокурсниками были Владимир Федорович Тендряков, Владимир Алексеевич Солоухин и Юрий Васильевич Бондарев.
Его первые рассказы, написанные между 1950 и 1955 годами, посвящены жизни в колхозе. В 1957/1958 годах он обратился к форме романа, описывая свой опыт на фронте во время Второй мировой войны без приукрашивания. В своем романе 1965 года "Июль 1941" он гораздо более ярко и бескомпромиссно, чем Константин Симонов, обратился к сталинским чисткам 1937 года и военному краху после наступления вермахта. В ГДР немецкий перевод "Июль 1941" был отклонен в августе 1965 года, в отличие от романа Симонова "Живые и мертвые". Он был опубликован только в 1978 году вместе с "Друзьями". Послесловие было написано Максом Вальтером Шульцем, в котором Бакланов нашел понимание и родственную душу в ГДР. Его первый визит в ГДР состоялся в 1979 году. Там он встретился со своим коллегой-писателем Эрихом Кёлером.
В 1982 году был удостоен Государственной премии СССР. В 1986 году стал секретарем Союза писателей СССР, а к концу года — главным редактором реформаторского литературно-художественного журнала "Знамя", а также активным пропагандистом демократических идеалов перестройки. Из-за этих обязанностей у него уже не оставалось времени на собственное творчество. Благодаря ему тираж журнала увеличился с 220 000 до 980 000 экземпляров к 1989 году. До 1993 года он также был главным редактором литературного журнала "Звезда", в котором публиковались многие ранее запрещенные произведения ("Собачье сердце" Булгакова, "Верный Руслан" Владимова и другие). В эти годы Бакланов признавался: "Никогда еще не было такого времени для литературы, как сегодня". Весной 1988 года он и другие представители советской литературы встретились в Дании с эмигрантами Андреем Синявским и Львом Копелевым. Он также был активистом критической группы "Апрель", основанной весной 1989 года в Союзе писателей, которая, например, призывала к демократическим процедурам внутри союза. Так же, как он резко критиковал советскую войну в Афганистане в 1979 году, будучи ветераном Второй мировой войны, он осудил две войны в Чечне в 1994 и 1999 годах. В 1997 году получил Государственную премию Российской Федерации.
Его жена, Элга, была учителем, которая подчеркивала важность предоставления своим ученикам всестороннего обзора литературы и предыстории ее создания. Их дочь изучала литературную критику в Горьковском институте, а старший сын работал редактором советского АПН.
Григорий Бакланов умер в Москве 23 декабря 2009 года.
После ранних рассказов, описывающих жизнь деревни и попытки людей защитить ее от застоя, Бакланов обратился к изображению конкретных, особенно деликатных ситуаций Второй мировой войны. Он объяснил, что между 1944 и 1953 годами ни писателям, ни историкам не разрешалось делать независимую интерпретацию войны, поскольку режим требовал, чтобы всегда подчеркивалось, что победа Советов была неизбежна. Бакланов описывал так называемую "окопную правду", то есть экстремальные фронтовые ситуации и дорогостоящие сражения, как можно более естественно. В своих книгах люди с индивидуально мыслящими и чувствующими мыслями, объединенные волею случая, должны вместе бороться за свое существование, поддерживая оборону отечества. В этом процессе часто поднимается вопрос о моральной ответственности руководства перед своими солдатами и своим народом.
В 1979 году Бакланов неоднократно подчеркивал важность своего литературного жанра в интервью восточногерманским газетам. В феврале он сказал Märkische Volksstimme: "Мы обязаны постоянно напоминать людям о ценности поддержания мира на земле. Я рад, что мои творческие намерения всегда совпадают с интересами моих читателей и моей страны". А в ноябре, за месяц до советского вторжения в Афганистан, он написал в Sonntag: "В сегодняшнем мире, где каждый день где-то идет война, эта военная литература, которая на самом деле является литературой мира, очень нужна. Все те люди, которым пришлось пережить войну, не могут желать ничего большего, чем чтобы такие ужасы никогда не повторились и чтобы у всех пробудилась готовность к миру". Верный этой позиции, он не поддерживал военные меры своего правительства.
В "Энциклопедии русской литературы XX века" утверждается, что рассказы Бакланова из колхозной жизни отображают реальные конфликты и поэтому были одними из первых произведений критической литературы после смерти Сталина в 1953 году. Однако реальная альтернатива псевдодокументальным, героическим изображениям войны в сталинскую эпоху стала доступна писателям только после XX съезда КПСС в 1956 году.
Хотя рассказы еще не были художественно зрелыми, теперь они стали "высококачественными романами". В своем вкладе "Понимание войны в новой перспективе" для истории русской советской литературы 1941–1967 гг. Гюнтер Варм называет лаконичное, трезвое и беспощадное изображение Баклановым повседневных ужасов военного времени его великим искусством. Он "безжалостно оценивает человечность и бесчеловечность, правильное и неправильное, мораль и безнравственность" и, таким образом, убедительно изображает "воюющих, которые рисковали всем, включая свои жизни, в повседневном исполнении своего долга" как настоящих героев. Однако на момент публикации в Советском Союзе все еще царило подозрение. Повесть Бакланова 1959 года "Пяд земли", которая была опубликована только в журнале, всколыхнула консервативные силы, которые цеплялись за идеализацию своего родного общества — по их мнению, непогрешимого идеального общества. Их возмущал его натурализм, который не жалел средств и описывал неприкрытый страх, иррациональное паническое поведение и мучительную смерть даже среди солдат Красной Армии, и обвиняли его в "ремаркизме", то есть в подражании Эриху Марии Ремарку, подчеркнуто критическому освещению Первой мировой войны в форме популярного романа.
Гораздо более жаркие дебаты разгорелись в 1965 году по поводу романа "Июль 41 года". В нем Бакланов анализирует, как немецкие войска смогли так быстро и так далеко продвинуться вглубь Советского Союза, и винит в этом культ личности, окружавший Сталина. Сталинские чистки катастрофически ослабили офицерский корпус. В ГДР рукопись также была представлена на рецензирование в августе 1965 года. Рецензент, который, по его собственному признанию, никогда ранее не сталкивался с таким резким осуждением сталинизма, посоветовал не публиковать. Тем не менее, работа прошла процедуру утверждения к печати, но затем оказалась втянутой в 11-й Пленум Центрального Комитета СЕПГ, что привело к ее исключению из планов публикации на 1966 год. Лоле Дебюзер, редактору Volk und Welt, которая курировала работу и ее публикацию, был объявлен выговор и ей сократили зарплату. В своем эссе о цензуре советских военных романов в издательстве Volk und Welt (2005) Зигфрид Локатис описал роман Бакланова как "более яркий и бескомпромиссный, чем "Сталинское возмездие", "Живые и мертвые" Симонова 1962 года. Макс Вальтер Шульц в журнальной статье 1977 года, когда книга приближалась к отложенной публикации, заявил, что она стала предметом жарких и противоречивых споров — "именно из-за своих глубоко партийных и неустанно критических тенденций".
После перестройки и гласности литературные обозреватели 1990-х годов ожидали от Бакланова и других авторов-нонконформистов, объединившихся, например, в группу "Апрель", книг о новых "реалистических проблемах современности" и были разочарованы отсутствием их публикаций.
Романы Бакланова изданы более чем в 30 странах. Многие из его книг экранизированы или поставлены на сцене.