23 января 1903г - 16 декабря 1983г
Свердловская область, Екатеринбург
Советский кинорежиссёр, классик отечественного кинематографа, создатель жанра советской музыкальной кинокомедии. Его творчество стало символом оптимистической эпохи 1930-х годов, а его фильмы вошли в золотой фонд мирового киноискусства.
Родился в Екатеринбурге в семье владельца гостиницы "Сибирь". С 12 лет работал в местном оперном театре — сначала рассыльным, затем помощником бутафора и осветителя. Окончил Екатеринбургскую музыкальную школу по классу скрипки (1917). В 1919 году вместе с Иваном Пырьевым организовал художественную самодеятельность в клубе ЧК, а затем — детский театр. Участвовал в деятельности богемного клуба "ХЛАМ" (Художники-Литераторы-Артисты-Музыканты).
В 1921 году переехал в Москву, где начал работать актёром в Первом рабочем театре Пролеткульта. Здесь произошла судьбоносная встреча с Сергеем Эйзенштейном, ставшим его учителем и соратником. Александров участвовал в создании новаторских спектаклей Эйзенштейна, играл роль Глумова в знаменитом "Мудреце".
Как ассистент Эйзенштейна, участвовал в создании шедевров советского киноавангарда: "Стачки" (1924), "Броненосца "Потёмкина"" (1925), "Октября" (1927) и "Старое и новое" (1929). В 1929–1932 годах вместе с Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ совершил творческую поездку по Европе и США, где изучал опыт зарубежного кинопроизводства. В Голливуде познакомился с Чарли Чаплином, чьё творчество оказало на него значительное влияние.
Возвращение в СССР в 1932 году ознаменовало новый этап в его творчестве. По инициативе руководителя "Союзкино" Бориса Шумяцкого он приступил к созданию первой советской музыкальной комедии "Весёлые ребята" (1934). Несмотря на первоначальную критику со стороны чиновников, фильм получил одобрение Сталина и имел оглушительный успех. Картина открыла миру таланты Любови Орловой (ставшей женой режиссёра), Леонида Утёсова, Исаака Дунаевского и Василия Лебедева-Кумача.
Последовавшие за этим комедии "Цирк" (1936) и "Волга-Волга" (1938) закрепили успех. Эти фильмы, сочетавшие эксцентрический юмор, яркие музыкальные номера и идеологический пафос, стали культурным феноменом советской эпохи. Песни из этих картин ("Широка страна моя родная", "Песня о Родине", "Марш весёлых ребят") стали народными хитами.
В годы войны Александров занимал руководящие посты в кинематографии, был художественным руководителем Бакинской киностудии. После войны снял комедию "Весна" (1947) и пропагандистскую ленту "Встреча на Эльбе" (1949), удостоенную Сталинской премии.
В 1950-е годы занимался педагогической деятельностью во ВГИКе, с 1959 года — художественный руководитель творческого объединения на "Мосфильме". Его поздние работы — "Русский сувенир" (1960) и "Скворец и Лира" (1972) — не повторили успеха довоенных картин.
Александров оставил значительное литературное наследие — мемуары "Годы поисков и труда" (1975) и "Эпоха и кино" (1976), хотя некоторые его утверждения вызывали споры у современников.
В 1979 году осуществил давнюю мечту — смонтировал из материалов мексиканской экспедиции 1930-х годов фильм "Да здравствует Мексика!", получивший почётный приз Московского кинофестиваля.
Скончался в 1983 году, похоронен на Новодевичьем кладбище. Его творчество остаётся примером уникального синтеза развлекательного кино и идеологического заказа, а его фильмы продолжают любить новые поколения зрителей.
В 1935 году он получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1948 году — Народного артиста СССР. Вершиной признания стало звание Героя Социалистического Труда (1973).
Дважды он становился лауреатом Сталинской премии первой степени — в 1941 году за фильмы "Цирк" и "Волга-Волга", и в 1950 году за картину "Встреча на Эльбе".
Среди его государственных наград — три ордена Ленина (1939, 1950, 1973), три ордена Трудового Красного Знамени (1953, 1963, 1967), орден Красной Звезды (1935), орден Дружбы народов (1983), а также многочисленные медали, включая награды за труд в военные годы.
Международное признание выразилось в премиях ведущих кинофестивалей: в Венеции (1934 — за режиссуру "Весёлых ребят"), Гран-при Всемирной выставки в Париже (1937 — за "Цирк"), призах в Братиславе, Готвальдове и Марианских Лазнях (1949 — за "Встречу на Эльбе"). Особое значение имели поздние награды за восстановленную версию "Да здравствует Мексика!" — приз FIPRESCI в Венеции и почётный Золотой приз Московского МКФ (1979).