22 мая 1846г - 27 февраля 1925г
Орловская область, Орловский район, Орёл
Русская актриса, одна из ведущих звёзд Малого театра второй половины XIX века, заслуженная артистка Императорских театров, народная артистка Республики и Герой Труда.
Родилась 10 (22) мая 1846 года в Орле. Рано оставшись сиротой, она воспитывалась дедом и дальней родственницей А. П. Поздняковой, взявшей девочку на воспитание. Под фамилией своей благодетельницы она и начала свой путь в искусстве. В 1856 году юная Гликерия была принята в Московское императорское театральное училище, где первоначально три года обучалась балету, но затем, почувствовав настоящее призвание, перешла в драматический класс к знаменитому актёру и педагогу Ивану Васильевичу Самарину. Ещё будучи ученицей, в 1858 году она впервые вышла на сцену Малого театра в небольших ролях.
Окончив училище в 1862 году, она была сразу зачислена в труппу Малого театра. Существенным событием в её личной и творческой жизни стал брак с актёром того же театра Александром Филипповичем Федотовым в апреле 1863 года, после чего она стала выступать под фамилией мужа. В 1864 году у них родился сын Александр, впоследствии также ставший артистом и режиссёром Малого театра. К концу 1860-х годов Федотова прочно заняла положение ведущей актрисы театра, специализируясь на амплуа молодых героинь. Её талант достиг наивысшего расцвета в 1870-е годы, когда она создала галерею непревзойдённых образов. В 1905 году из-за тяжёлой болезни ног она была вынуждена оставить сцену, однако оставалась почётным членом труппы. Последний раз она появилась перед публикой в 1912 году на юбилейном вечере в честь 50-летия своей сценической деятельности. Скончалась Гликерия Николаевна Федотова в Москве 27 февраля 1925 года и была похоронена на Ваганьковском кладбище.
Она в совершенстве владела всем арсеналом сценических средств — голосом, пластикой, мимикой, уделяя огромное внимание внешней отделке роли, что было характерно для школы её учителя И. В. Самарина. При этом её искусство никогда не сводилось к внешней эффектности; оно было всегда проникнуто искренним чувством и тонким пониманием человеческой природы. Её диапазон был необычайно широк: с равным мастерством она играла трагические, комические, драматические и лирико-романтические роли.
Особое место в её наследии занимает работа над пьесами Александра Островского, с творчеством которого она была связана на протяжении всей карьеры. Актриса сыграла в его произведениях 29 ролей, став одной из главных интерпретаторов его драматургии. Среди них — первая её крупная работа Катерина в "Грозе" (1863), которую она играла на протяжении 35 лет, а также роли, написанные драматургом специально для неё: Снегурочка в весенней сказке "Снегурочка" и Василиса Мелентьева в одноимённой исторической хронике. Она также блестяще исполняла роли в западноевропейской классике: леди Анна в "Ричарде III" Шекспира, леди Мильфорд в "Коварстве и любви" Шиллера, герцогиня де Гиз в "Генрихе III" Дюма-отца. В 1880-е годы Федотова начала педагогическую деятельность, преподавая в драматической школе при "Обществе искусства и литературы" по приглашению Константина Станиславского, что свидетельствует о её высоком авторитете в театральном мире. Среди её учеников — знаменитая в будущем актриса Александра Яблочкина. По свидетельству Владимира Немировича-Данченко, Федотова во время спектакля следила за целостностью постановки, помогала партнёрам и фактически выступала сорежиссёром. Её творчество отмечено высшими наградами молодой Советской республики — званием народной артистки и Героя Труда (1924).