13 октября 1926г - 26 августа 2001г
Башкортостан, Уфимский район, Уфа
Изобретатель, Инженер, Конструктор, Ученый
Советский учёный и инженер-конструктор, лауреат Ленинской премии за создание первого спутника Земли. Руководил разработкой межпланетных станций "Марс-1" и "Венера". Автор проекта пилотируемого облёта Марса.
Глеб Максимов родился 13 октября 1926 года в Уфе. Его происхождение во многом предопределило научную судьбу — он являлся двоюродным племянником Мориса Гаврииловича Лейтейзена, талантливого конструктора ракетных двигателей и начальника научной группы ЦАГИ имени Н.Е. Жуковского. Эта семейная связь с пионером ракетостроения оказала значительное влияние на формирование профессиональных интересов молодого Глеба.
Родители будущего конструктора — Юрий Николаевич Максимов и Клара Иосифовна Максимова — создали атмосферу, способствующую интеллектуальному развитию сына. В 1949 году Глеб с отличием окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе, получив фундаментальное инженерное образование. Благодаря инициативе Михаила Клавдиевича Тихонравова, обосновавшего необходимость расширения состава исследовательских групп, талантливый выпускник сразу же был принят в НИИ-4 — ведущее научное учреждение в области ракетно-космической техники.
Начало его профессиональной деятельности совпало с бурным развитием советской космической программы. Уже в 1956 году Максимов принял непосредственное участие в проектировании "Спутника-1", ставшего первым в мире искусственным спутником Земли. Его вклад в этот исторический проект был настолько значительным, что впоследствии он был удостоен Ленинской премии — высшей научной награды Советского Союза.
После триумфа со "Спутником-1" он переключился на межпланетные проекты, приняв активное участие в создании автоматических станций "Марс-1", "Венера-1" и "Венера-2". Эти работы продемонстрировали его уникальную способность решать сложнейшие инженерные задачи в области космического приборостроения и навигации.
Особое место в работе Максимова занимали проекты пилотируемых полётов к Марсу. В 1959 году под руководством Михаила Тихонравова в проектном отделе ОКБ-1 он возглавил одну из двух конструкторских групп, занимавшихся исследованием возможности создания кораблей для полёта к Красной планете. Разработанный им проект предусматривал создание сравнительно небольшого по массе корабля с экипажем из трёх космонавтов, который должен был совершить облёт Марса с исследованием на пролётной траектории без посадки на его поверхность.
Подготовка к марсианской экспедиции велась с невероятным размахом. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 715—296 от 23 июня 1960 года, была даже назначена конкретная дата старта — 8 июня 1971 года, выбранная с учётом астрономического явления великого противостояния планет, когда расстояние между Землёй и Марсом сокращалось до минимума. Возвращение на Землю планировалось на 10 июня 1974 года. К началу 1964 года в ОКБ-1 были готовы проекты шести стыковочных модулей для создания тяжёлого межпланетного корабля и сооружён наземный макет основного модуля, где испытатели жили в условиях длительного пребывания в замкнутом пространстве. Многие технические решения, предложенные группой Максимова, были реализованы лишь спустя 25 лет при создании орбитальных станций программы "Салют".
Параллельно с марсианскими проектами Максимов в 1962 году руководил научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками по программе "Е-6", направленной на осуществление мягкой посадки автоматической межпланетной станции на Луну. К сожалению, после успешного запуска американской ракеты-носителя "Сатурн-1Б" в рамках лунной программы "Аполлон" советские марсианские проекты были свёрнуты в пользу освоения Луны.
Умер выдающийся конструктор 26 августа 2001 года.