Свиридов Георгий Васильевич

Свиридов Георгий Васильевич - российский композитор, пианист

16 декабря 1915г - 6 января 1998г

Курская область, Фатежский район, Фатеж

Композитор, Пианист

Советский композитор, чьё творчество стало мостом между русской музыкальной традицией и современностью. Один из создателей уникального стиля "новая фольклорная волна", он сумел преобразовать народные мотивы в высокое искусство, понятное миллионам.

Биография

Родился 16 декабря 1915 года в маленьком уездном городе Фатеж Курской губернии. Его отец, почтовый служащий и сторонник большевиков, погиб когда Георгию было всего три года. Мать-учительница одна воспитывала сына, переехав в 1924 году в Курск. Именно здесь мальчик открыл для себя мир литературы и музыки.

С девяти лет начал учиться игре на рояле, но настоящей страстью стала балалайка — он настолько виртуозно овладел инструментом, что его приняли в местный оркестр народных инструментов. Талантливого юношу заметил преподаватель музыкальной школы Михаил Крутянский, который в 1932 году отправил его в Ленинград для серьёзного обучения.

В Северной столице Свиридов учился в музыкальном техникуме у выдающихся педагогов: Исайи Браудо (фортепиано) и Михаила Юдина (композиция). В 1936 году поступил в Ленинградскую консерваторию в класс Дмитрия Шостаковича, который оказал огромное влияние на формирование его творческого почерка. Уже в 1937 году молодого композитора приняли в Союз композиторов СССР.

В 1941 году, сразу после окончания консерватории, Свиридова мобилизовали. Он был направлен в военное училище ВНОС, но вскоре комиссован по здоровью. Годы эвакуации в Новосибирске и Барнауле стали периодом интенсивной творческой работы. Он писал военные песни (самая известная — "Песня смелых" на стихи Суркова), музыку для спектаклей эвакуированных театров. Его музыкальная комедия "Раскинулось море широко" (1943) стала настоящим событием в культурной жизни Сибири.

После возвращения в Ленинград в 1944 году и переезда в Москву в 1956 году Свиридов создаёт свои главные произведения: вокальные циклы, кантаты, оратории, симфонические произведения. Его музыка к фильмам и театральным постановкам получает всенародное признание.

Занимая высокие посты в Союзе композиторов (в 1968-1973 — первый секретарь правления СК РСФСР), Свиридов всегда оставался принципиальным и бескомпромиссным. Его статья "Искоренять пошлость в музыке" в "Правде" (1958) с критикой эстрадного пения Марка Бернеса вызвала бурную дискуссию. Он активно выступал за сохранение традиций русской музыкальной культуры.

Международное признание пришло в 1974 году во Франции, где его назвали "наиболее поэтичным из современных советских композиторов".

В последние годы жизни Свиридов много болел, но продолжал работать. Он стал одним из инициаторов создания Петровской академии наук и искусств (1991). Скончался 6 января 1998 года от обширного инфаркта. Похоронен на Новодевичьем кладбище после отпевания в храме Христа Спасителя.

Творчество

Ещё в 1935 году, будучи студентом, он создал цикл лирических романсов на стихи Пушкина, которые сразу показали его незаурядный талант.

Годы учёбы в Ленинградской консерватории (1936-1941) стали временем интенсивных творческих поисков. Он экспериментировал с разными жанрами — от Первого фортепианного концерта (1936-1939) до Первой симфонии (1937) и камерной симфонии для струнных (1940). Ранние работы отражали влияние немецких романтиков, но постепенно в его творчестве стал проявляться собственный голос, хотя отголоски стиля его учителя Шостаковича ещё долго ощущались.

Переломный момент наступил в середине 1950-х, когда Свиридов обрёл свой неповторимый стиль. Его музыка стала глубоко национальной, пронизанной русским духом. Особую любовь композитор питал к зиме, считая, что именно в это время года Россия проявляет свою истинную сущность. Эта любовь нашла отражение во многих произведениях, включая знаменитые иллюстрации к пушкинской "Метели" (1964).

Интересна история создания "Музыкальных иллюстраций": первоначально написанные для фильма, они были кардинально переработаны в 1974 году по совету жены композитора и обрели самостоятельную жизнь как законченное симфоническое произведение. Особенно знаменита "Тройка", где музыка чудесным образом передаёт ощущение зимней дороги.

Зимняя тема продолжала волновать композитора — в кантате "Снег идёт" на стихи Пастернака он всего двумя нотами создал гипнотическую картину снегопада, а в поэме памяти Есенина запечатлел образ русской зимы в фрагменте "Поёт зима".

Особое место в творчестве Свиридова занимает хоровой цикл "Курские песни", ставший манифестом "новой фольклорной волны". Это произведение вдохновило целое поколение композиторов-"шестидесятников", включая Щедрина и Гаврилина.

При всей своей народности музыка Свиридова отличалась изысканной простотой и глубиной. Он мастерски соединял древние традиции знаменного пения с современной городской песней, создавая произведения, которые одновременно были и новаторскими, и глубоко традиционными.

Именно эта удивительная способность говорить с аудиторией на понятном языке, оставаясь при этом глубоким и сложным художником, обеспечила его музыке всенародную любовь. Его "Время, вперёд!" стало музыкальным символом эпохи, а вся его творчество — мостом между великой русской классикой и современностью.

Георгий Свиридов оставил значительный след не только в концертной музыке, но и в кинематографе. Его сотрудничество с кинематографом включало интересный эпизод работы над культовой комедией "Золотой телёнок" (1968) режиссёра Михаила Швейцера.

Изначально Свиридов вошёл в съёмочную группу и создал для фильма три ярких оркестровых фрагмента: динамичный "Автопробег", характеризующую музыку для образа "Остапа Бендера" и ироничную тему "Паниковского". Однако по невыясненным до конца причинам это сотрудничество не было завершено, и в итоге в титрах композитором значится Геннадий Фиртич.

Но история на этом не заканчивается. Согласно исследованиям кандидата искусствоведения Александра Белоненко, в окончательной версии фильма всё же сохранилась музыка Свиридова — именно его энергичная и запоминающаяся тема автопробега звучит в одной из ключевых сцен картины. Этот факт делает музыкальную историю "Золотого телёнка" особенно интригующей — фильм обрёл своеобразное "двойное авторство" в музыке, где переплелось творчество двух замечательных композиторов.

Награды и звания

В 1975 году ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда за исключительный вклад в развитие советского музыкального искусства. Ещё ранее, в 1963 году, он стал Народным артистом РСФСР, а спустя семь лет, в 1970 году, был удостоен звания Народного артиста СССР.

Особого внимания заслуживают его премии за конкретные музыкальные произведения. Так, в 1960 году он получил Ленинскую премию за создание "Патетической оратории" на слова Маяковского, а в 1946 году был награждён Сталинской премией первой степени за камерные произведения, включая изящное трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Творчество Свиридова продолжало получать высшее признание и в последующие годы — он трижды становился лауреатом Государственной премии СССР: в 1968 году за поэтичные "Курские песни", в 1980 году за проникновенный "Пушкинский венок" и уже в 1994 году, в новой России, за духовные "Песнопения и молитвы". Завершает этот ряд Премия Президента Российской Федерации, присуждённая композитору в 1997 году.

Государство неоднократно отмечало заслуги Свиридова высшими наградами, среди которых четыре ордена Ленина, полученные в 1965, 1971, 1975 и 1985 годах, а также орден "За заслуги перед Отечеством" II степени, вручённый в 1995 году. Его труд в военные годы был отмечен медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.".

Признание пришло к композитору и на международной арене — в 1954 году он был награждён албанским орденом Свободы 2-й степени. Особой вехой в его карьере стало получение приза "Золотой диск" от фирмы "Мелодия", что свидетельствовало о огромной популярности его музыки среди слушателей.

В 1982 году Свиридов стал почётным гражданином Курска, а в 1997 году — почётным гражданином Москвы. Академическое сообщество признало его достижения, присвоив ему звание почётного доктора Санкт-Петербургского гуманитарного университета в 1996 году.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(