14 марта 1931г - 1 июля 1970г
Владимирская область, Муромский район, Муром
Советский художник-монументалист и график. Совершил революцию в промышленной графике, создавая новаторские оформления конвертов для грампластинок фирмы "Мелодия". Его работы для опер "Иван Сусанин", "Князь Игорь" и "Снегурочка" стали классикой. Участвовал в оформлении советского павильона на Всемирной выставке в Брюсселе (1958).
Родился 14 марта 1931 года в древнем городе Муроме. Его творческое становление проходило в стенах легендарного Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной, которое он окончил в 1957 году по специальности "монументальная живопись". Этот выбор во многом определил его дальнейший путь: даже работая в камерных жанрах, он сохранял масштабность мышления и тягу к синтезу искусств.
Сразу после окончания "Мухи" молодой художник окунулся в насыщенную художественную жизнь Ленинграда и уже в 1958 году начал участвовать в выставках. Одной из его первых серьезных работ стало участие в оформлении советского павильона на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе — престижном международном проекте, демонстрировавшем достижения советского искусства. В начале 1960-х годов его талант монументалиста был востребован при создании облика строящегося Ленинградского метрополитена: Васильев принял участие в разработке декоративного панно для станции "Петроградская". Еще одной значительной монументальной работой стала роспись для популярного в городе кафе "Белые ночи", выполненная в 1963 году.
Творческая жизнь Генриха Васильева трагически оборвалась на взлёте: он скончался 1 июля 1970 года в Ленинграде в возрасте 39 лет. Художник был отпет в Князь-Владимирском соборе и похоронен на Парголовском кладбище.
Настоящую известность и признание в профессиональной среде ему принесли работы в области промышленной графики, в частности, оформление конвертов грампластинок для фирмы "Мелодия". В этой, казалось бы, прикладной сфере ему удалось совершить настоящую революцию, подняв дизайн упаковки до уровня высокого искусства.
Васильев был среди тех смелых новаторов, которые в послесталинскую эпоху начали активно внедрять в официальное искусство язык современной условности и смелой метафоры. Его конверты для оперных записей — это не просто иллюстрации, а глубокие творческие интерпретации музыкальных произведений, тонко передающие их дух и стилистику. Работая с образами русской и европейской классики, он демонстрировал блестящее владение различными графическими техниками и глубокое знание истории искусства.
Так, для оперы Глинки "Иван Сусанин" художник создал лаконичную и мощную композицию, где портрет певца заключён в графический рисунок из переплетающихся берёзовых стволов, символизирующих и русскую природу, и трагическую судьбу героя. Цветовое решение — сочетание белого снега и тревожного пурпурно-лилового неба — мастерски передавало эмоциональный строй музыки.
Совершенно иной, театрально-динамичный подход он применил в оформлении оперы Россини "Итальянка в Алжире". Здесь Васильев создал сложную многофигурную композицию, наполненную воздухом и южным солнцем, где даже автопортрет художника в образе Линдора органично вписался в общий замысел. А в работе над "Снегурочкой" Римского-Корсакова он использовал поэтичную метафору: легкий занавес из снежинок, который будто раздвигается, открывая яркий мир весенней Берендеевки.