Шпаликов Геннадий Фёдорович

Шпаликов Геннадий Фёдорович - российский кинорежиссёр, поэт, сценарист

6 сентября 1937г - 1 ноября 1974г

Карелия, Сегежский район, Сегежа

Кинорежиссёр, Поэт, Сценарист

Выдающийся советский российский поэт, сценарист и кинорежиссёр.

Ранние годы

Родился в городе Сегежа Карельской АССР в русской семье военных. Отец Федор Григорьевич Шпаликов был выходцем из крестьян Оренбургской губернии, окончил Куйбышевское военно-инженерное училище в Москве и был направлен на строительство целлюлозно-бумажного комбината в Сегеже. В 1939 году семья вернулась в Москву. С началом Великой Отечественной войны они вместе с академией были эвакуированы в Киргизскую ССР и оставались там до 1943 года. Федор Шпаликов был отправлен на фронт, в 1944 году получил орден Красной Звезды, в 1945 году пропал без вести в Западной Польше.

Геннадия воспитывала мать Людмила Никифоровна Переверткина, также из крестьян Воронежской губернии. Ее братом был прославленный советский генерал-полковник Семен Переверткин, командовавший 79-м стрелковым корпусом 3-й ударной армии во время боев за Рейхстаг, а затем занимавший должность заместителя министра МВД с 1956 по 1960 год.

В 1947 году Шпаликов был направлен на учебу в Киевское военное юнкерское училище, которое окончил в 1955 году. В том же году он опубликовал свои первые стихи. Затем он поступил в Московское высшее военное командное училище, но был демобилизован после травмы мениска, полученной во время обучения в 1956 году. Затем Шпаликов успешно поступил на сценарный факультет ВГИКа, который окончил в 1961 году. Во время учебы он познакомился с Андреем Тарковским и Андреем Кончаловским, которые стали его близкими друзьями. В 1959 году он женился на Наталье Рязанцевой, тоже начинающей сценаристке ("Крылья", "Долгое прощание", "Голос"), но они развелись всего через три года.

Карьера

В 1960 году Шпаликову, еще студенту ВГИКа, предложили написать сценарий для нового фильма Марлена Хуциева. Первоначально фильм назывался "Застава Ильича" и был посвящен хрущевской оттепели и новому поколению шестидесятников, вдохновленному французской "новой волной". В небольших ролях снялись Рязанцева, Тарковский и Кончаловский. Длинный эпизод, в котором снялись многие популярные поэты того времени, был снят при поддержке Екатерины Фурцевой, которая предложила сделать его двухсерийным и увеличила бюджет фильма.

Завершённый к концу 1962 года, он был показан в Кремле в марте 1963 года, вызвав грандиозный скандал. Никита Хрущёв сравнил фильм с идеологической диверсией, раскритиковал его за идеи и нормы общественной и частной жизни, которые совершенно неприемлемы и чужды советскому человеку, и за показ в нём молодых людей, бродящих по городу без дела. Было предложено переписать сценарий и сократить фильм, хотя Шпаликов протестовал и старался при любой возможности избегать изменений в своем сценарии, поэтому окончательная отредактированная версия фильма вышла на экраны только в 1965 году под названием "Мне двадцать", также получив плохие отзывы. С 8,8 миллионами зрителей фильм стал коммерческим провалом. Тем не менее, он был удостоен Специального приза жюри на Венецианском кинофестивале 1965 года. Только в 1988 году восстановленная версия была выпущена под своим оригинальным названием, названная комиссией при Союзе кинематографистов СССР важнейшим произведением искусства большого экрана начала 1960-х годов.

В 1962 году Георгий Данелия пригласил Шпаликова для совместной работы, и вместе они написали комедийный фильм "Я шагаю по Москве". Похожий по тону и посылу на "Заставу Ильича", фильм поначалу показался Художественному совету подозрительным, поскольку они увидели в нем очередной фильм о молодых людях, бродящих по городу без дела. Но после того, как Данелия заверил одного из руководителей Госкино, что у них нет никаких сложных планов, работа пошла легко, быстро и весело. Когда фильм был готов, Совет все еще не был уверен, что с ним делать. Данелия и Шапликов тогда придумали содержательный эпизод (полотер, который работает в доме большого писателя и критикует начинающих писателей по этому поводу). По словам Данелии, каламбур был очевиден, но Совет оказался умнее, чем мы думали, и сделал вид, что ничего не заметил.

Фильм получил зеленый свет и вышел в прокат с большим успехом, став одним из культовых фильмов для советской молодежи, как и заглавная песня, сочиненная Шпаликовым в качестве импровизации во время съемок нужного эпизода. Фильм "Я шагаю по Москве" был официально отобран для Каннского кинофестиваля 1964 года. Термин "лирическая комедия", часто используемый для описания советских фильмов, был придуман авторами во время их борьбы с Художественным советом, который не мог понять, почему комедия не заставляет их смеяться.

Конец хрущевской оттепели также ознаменовал начало упадка Шпаликова. В 1966 году на экраны вышли два фильма по его сценариям: "Я из детства" Виктора Турова и "Долгая счастливая жизнь" — единственный фильм, который Шпаликов и написал, и снял. Последний был написан с мыслью об Инне Гулая, его второй жене с 1962 года, которая в итоге сыграла главную роль. Фильм остался почти незамеченным советскими зрителями и прессой, хотя и получил первый приз на кинофестивале в Бергамо. То же самое произошло с драмой 1971 года "Ты и я" Ларисы Шепитько: она была хорошо принята на 32-м Венецианском международном кинофестивале, но с треском провалилась в советском прокате.

Помимо написания сценариев, Шпаликов был также выдающимся поэтом и автором песен. Немногие из его стихотворений были опубликованы при жизни, но многие из них нашли свое место в бардовских песнях и поэтических вечерах. Сергей Никитин написал мелодии ко многим его стихотворениям.

Смерть

По словам обеих его жен, Шпаликов был заядлым алкоголиком. Он с трудом контролировал эмоции, часто исчезал на несколько дней и недель без следа, даже когда был занят срочной работой. Инна Гулая и ее мать несколько раз пытались поместить его в клинику, но он каждый раз оттуда сбегал. К началу 1970-х годов он почти полностью потерял надежду найти работу, несмотря на множество неопубликованных материалов на руках, включая сценарии, поэмы и большой незаконченный роман. Депрессия чувствовалась в его письмах и дневниках того времени. Гулая, переживая за свою дочь Дарью Шпаликову (1963 г.р.), все-таки решила с ним развестись.

В 1974 году Геннадий покончил с собой, повесившись в Переделкино. В предсмертной записке говорилось: Нет, это не трусость — я просто не могу больше с тобой жить. Не тужи. Ты мне надоела. Помни, Даша. Шпаликов.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В 2009 году у входа во ВГИК был установлен памятник, изображающий Геннадия Шпаликова, Андрея Тарковского и Василия Шукшина вместе. По мнению Сергея Соловьева, именно эти люди определили облик отечественного и мирового кинематографа второй половины ХХ века.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(