12 сентября 1904г - 17 февраля 1972г
Ростовская область, Новочеркасск
Русский композитор. Написал множество оркестровых произведений, в том числе шесть симфоний. Большинство его сочинений, написанных в соответствии с установками советской системы, воспевают жизнь в СССР и героев коммунизма, например, его Симфония № 4 "Честь Отечества" или поэма-кантата "Честь нашей партии". Написал множество саундтреков к фильмам.
Первые уроки композиции Попов получил у Михаила Гнесина. С 1917 по 1921 год он обучался в Ростовской-на-Дону консерватории по классу фортепиано и композиции, а с 1922 по 1930 год — в Ленинградской консерватории. Его учителями там были Леонид Николаев и Владимир Щербачев.
Попов имел широкий круг интересов и некоторое время также изучал литературу и археологию. В Ленинграде выступал как пианист в танцевальной студии. С 1927 по 1931 год преподавал фортепиано и композицию в Ленинградском музыкальном училище.
В 1920-х и начале 1930-х годов был членом Ассоциации современной музыки (АСМ). С 1932 по 1937 год был должностным лицом в Ленинградском союзе композиторов. Премьера его Первой симфонии в 1935 году вызвала жесткую критику со стороны государства. Попова обвинили в пропаганде "идеологии классового врага".
Во время Второй мировой войны был эвакуирован в Алма-Ату. С 1944 года жил в Москве. В 1948 году Попов снова вступил в конфликт с КПСС, когда был назван в постановлении ЦК КПСС "Об опере "Великая дружба" и вместе с несколькими другими композиторами был обвинен в формализме. В последующие годы страдал алкоголизмом. В 1946 году Попов был удостоен Сталинской премии за свою Вторую симфонию.
Попов привлекал к себе значительное внимание в 1920-х и начале 1930-х годов как один из самых экспериментальных и талантливых молодых русских композиторов. Он был знаком с наиболее важными современными произведениями из России и Западной Европы и включал их влияния в свое творчество. Влияние неоклассицизма все еще можно обнаружить в некоторых из его ранних произведений.
Своей Первой симфонией Попов нашел свой собственный экспрессионистски ориентированный стиль. Драматизм, монументальность, развитая, диссонансная гармония с лишь отдаленными тональными связями, чрезвычайно повышенная полифония и яркие ритмы характеризовали его музыку. После того, как эта работа подверглась резкой критике, Попов изменил свой стиль. Вопреки распространенному мнению, он сохранил некоторые отличительные черты, но смягчил резкость своей музыки, сочинял тонально и частично вобрал в себя вдохновение из русского фольклора. С тех пор он ориентировался на социалистический реализм и писал патриотические, героические произведения, особенно в военные годы. Тем не менее, вскоре после этого его снова назвали формалистом. В 1960-х годах его творчество пострадало от алкоголизма; он сочинял лишь скупо и нерегулярно, прежде чем пережить новый всплеск творчества в последние годы. Хотя его последние работы снова используют несколько более смелый музыкальный язык, Попов в конечном итоге не вернулся к современности своих ранних работ. Однако более поздние исследования подчеркивают аспект подкожного музыкального языка Попова, адаптированного лишь поверхностно, но тайно все еще весьма авангардного.
Попов получил относительно мало внимания в Советском Союзе, но считается важным симфонистом. Его масштабные, мастерски оркестрованные работы привлекли внимание в последние годы благодаря релизам на CD.