7 марта 1932г - 7 января 1995г
Краснодарский край, Горячий Ключ
Советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР. Более 30 лет была ведущей солисткой Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (Мариинский). Прославилась виртуозным исполнением партий Розины ("Севильский цирюльник"), Лючии, Виолетты, а также русских партий — Марфы ("Царская невеста") и Антониды ("Иван Сусанин"). Победитель международных конкурсов в Тулузе (1962) и Монреале (1967).
Родилась 7 марта 1932 года в посёлке Горячий Ключ Краснодарского края. Её путь в большое искусство начался с учёбы в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, которую она окончила в 1959 году, занимаясь в классе заслуженной артистки РСФСР Ольги Николаевны Стрижовой. Уже в годы обучения яркий талант Ковалёвой был отмечен: она получала именную Собиновскую стипендию, а в 1957 году, будучи студенткой четвёртого курса, с успехом выступила на концертах в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.
Сразу по окончании консерватории в 1958 году она была принята в труппу Саратовского театра оперы и балета, где начала свою профессиональную карьеру. Однако её дарование требовало более масштабной сцены. В 1960 году, после блестящего выступления на Всесоюзном смотре молодых вокалистов, она получила приглашение в один из главных оперных театров страны — Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). Здесь она служила до конца жизни. Её дебют на кировской сцене состоялся в 1961 году в партии острохарактерной и виртуозной Розины из "Севильского цирюльника" Джоаккино Россини, что сразу показало её выдающиеся колоратурные возможности и комедийный дар.
На сцене Кировского театра раскрылся многогранный талант певицы. Её репертуар охватывал как западноевропейскую, так и русскую классику. Среди её лучших партий зарубежного репертуара — лирико-драматическая Виолетта в "Травиате" Джузеппе Верди и трагическая Лючия в "Лючии ди Ламмермур" Гаэтано Доницетти, требующая безупречной техники бельканто. Особое место в её творчестве занимали партии в операх русских композиторов, за исполнение которых она в 1978 году была удостоена Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки. Это, прежде всего, Марфа в "Царской невесте" и Царевна-Лебедь в "Сказке о царе Салтане" Николая Римского-Корсакова, а также Антонида в "Иване Сусанине" Михаила Глинки. Её голос, отличавшийся кристальной чистотой, безупречной интонацией и филигранной колоратурой, идеально соответствовал как виртуозным партиям Россини, так и лирическим образам русской оперы. На сцене она выступала в дуэте с величайшими певцами эпохи: Николаем Гяуровым, Георгом Отсом, Владимиром Атлантовым, Еленой Образцовой.
Параллельно с интенсивной театральной карьерой Ковалёва вела активную концертную деятельность, с большим успехом гастролируя по всему миру — от стран Европы до Японии и Латинской Америки. Её искусство получило высокое признание на международных конкурсах: она стала лауреатом конкурса в Софии (1961, 2-я премия), победительницей престижного конкурса в Тулузе (1962, 1-я премия) и лауреатом конкурса в Монреале (1967). С 1970 года она посвятила себя также педагогике, став доцентом, а с 1981 года — профессором Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, воспитав плеяду талантливых певиц.
Галина Александровна Ковалёва скончалась 7 января 1995 года в Санкт-Петербурге после тяжёлой болезни. Она была похоронена на Литераторских мостках Волковского православного кладбища — в некрополе русских писателей и деятелей культуры.
В её родном Горячем Ключе в историческом музее имени И. Д. Попко создана мемориальная экспозиция.