6 января 1879г - 8 июня 1933г
Драматург, Писатель, Поэт, Прозаик
Татарский советский писатель, классик татарской драматургии, основоположник национального профессионального театра. Его остросоциальные комедии "Банкрот" (1912), "Из-за подарка" и другие стали эталоном сатиры, бичующей пороки буржуазного общества. Первый среди татарских деятелей культуры, удостоенный звания "Герой труда" (1923) и народного драматурга ТАССР.
Настоящее имя Галиасгар Галиакбарович Камалетдинов.
Родился 25 декабря 1878 года (6 января 1879 года по новому стилю) в Казани в семье бедного ремесленника-кустаря. Детские годы будущего классика прошли в атмосфере народной культуры в деревне Нижняя Масра (ныне Арский район Татарстана), куда переехала его мать. Начальное образование он получил в Казани в медресе "Госмания", а с 1889 по 1897 год обучался в знаменитом новометодном медресе "Мухаммадия", которое было одним из центров просветительской мысли и где он глубоко освоил как традиционные исламские науки, так и светские дисциплины.
Активная общественная и литературная деятельность Галиасгара Камала началась на рубеже веков. В 1901 году он проявил себя как издатель, выпустив газету "Тәрәккый" ("Прогресс") и организовав издательство "Мәгариф" ("Просвещение"), ставившие целью распространение знаний среди татарского населения. С 1906 года он сотрудничал с газетами "Азат" ("Свобода") и "Азат халык" ("Свободный народ"), на страницах которых публиковались статьи, пропагандирующие революционные и марксистские идеи. В 1908–1909 годах Камал был издателем и редактором популярного сатирического журнала "Яшен" ("Молния"), а также долгое время работал в газете "Йолдыз" ("Звезда"), выходившей с 1907 по 1917 год.
Как драматург Галиасгар Камал заявил о себе в 1900 году. Он по праву считается одним из основоположников современной татарской драматургии и профессионального татарского театра. Его ранние пьесы, такие как драма "Бәхетсез егет" ("Несчастный юноша", 1907) и комедии "Бүләк өчен" ("Из-за подарка", 1908) и "Банкрот" (1912), представляли собой острую социальную сатиру, беспощадно бичующую пороки буржуазного общества, алчность купечества, лицемерие и косность традиционного уклада. Пьеса "Банкрот", ставшая его визитной карточкой, с большим успехом шла на сцене Татарского академического театра и была переведена на русский язык в 1944 году. Его комедии "Любовница" (1911) и "Тайны нашего города" (1911) также пользовались огромной популярностью, сочетая яркий народный юмор с глубоким социальным анализом.
После Октябрьской революции 1917 года творчество Камала обрело новое направление. Он активно сотрудничал с советской прессой, публикуя сатирические стихи и фельетоны в газетах "Эш" ("Труд") и "Кызыл байрак" ("Красное знамя"). Его признание как классика национальной литературы было официально закреплено в июне 1923 года, когда ему первому среди татарских писателей было присвоено почётное звание "Герой труда", а вскоре — звание народного драматурга Татарской АССР.
Значителен и его вклад как переводчика. Благодаря Камалу татарские зрители впервые познакомились с шедеврами русской классической драматургии: он перевёл на татарский язык "Ревизора" Николая Гоголя, "Грозу" Александра Островского и пьесу "На дне" Максима Горького, что способствовало культурному обмену и обогащению татарского театрального репертуара.
Галиасгар Камал скончался 8 июня 1933 года в Казани после тяжёлой болезни и был похоронен с почестями на Братском кладбище (ныне территория парка им. Горького). Его имя носит Татарский государственный академический театр в Казани — один из ведущих драматических театров России.