19 июня 1786г - 23 февраля 1880г
Смоленская область, Духовщинский район, Сутоки
Писатель, Поэт, Прозаик, Публицист
Русский поэт, писатель, офицер, декабрист. Участник войн с Наполеоном, автор знаменитых "Писем русского офицера". Сослан за связь с декабристами. В позднем творчестве обратился к духовной поэзии ("Таинственная капля"). Автор хрестоматийных стихов "Тройка" и "Песнь узника".
Его становление началось в Первом кадетском корпусе, выпуск которого в 1803 году открыл ему путь на военную службу в звании прапорщика Апшеронского пехотного полка. Уже в 1805-1806 годах, находясь в адъютантах у генерала М. А. Милорадовича, он принял боевое крещение в войне третьей коалиции, включая сражение под Аустерлицем. Недолгая отставка в 1807 году позволила ему пожить в родовом имении Сутоки, где он возглавлял дворянское ополчение, а затем совершить путешествие по смоленским и тверским землям, Волге и Киеву.
Литературная известность пришла к нему после публикации в 1808 году "Писем русского офицера" — ярких заметок о кампаниях 1805-1806 гг. С началом Отечественной войны 1812 года он вновь вернулся в армию под командование Милорадовича, пройдя путь до Заграничных походов 1813-1814 годов. Его храбрость в сражениях при Тарутине, Малоярославце, Вязьме и Баутцене была отмечена боевыми наградами. Осмыслением этого периода стало масштабное продолжение "Писем русского офицера" в восьми томах, изданное в 1815-1816 годах и закрепившее его статус видного военного писателя.
Перевод в лейб-гвардии Измайловский полк в 1815 году ознаменовал новый этап. Глинка стал редактором "Военного журнала", активным участником, а затем и председателем "Вольного общества любителей российской словесности", руководил "Обществом военных людей". В этот плодотворный период из-под его пера вышли повесть "Лука да Марья", труды "Подарок русскому солдату", "Зиновий Богдан Хмельницкий" и "Мечтания на берегах Волги". В 1818 году он был произведен в полковники, а год спустя занял пост правителя канцелярии петербургского генерал-губернатора Милорадовича.
Его свободомыслие привело его в ряды первых декабристских организаций: он был членом "Союза спасения", а позже — одним из основателей "Союза благоденствия", входил в его Коренную управу. После восстания на Сенатской площади последовал арест (11 марта 1826 года) и заключение в Петропавловской крепости. Однако уже 15 июня он был освобожден, но лишен чинов и сослан в Петрозаводск, где служил советником Олонецкого губернского правления. Ссылка стала временем творческого осмысления русской истории — здесь он создал поэму "Карелия, или заключение Марфы Иоанновны Романовой" (1830).
Последующие переводы в Тверь (где он женился на А.П. Голенищевой-Кутузовой) и в Орёл, а с 1835 года — отставка и жизнь в Москве определили его новое духовное и поэтическое направление, которое Белинский метко охарактеризовал как "художественное и святое". В это время он публикует мемуарные "О пиитической жизни Пушкина" (1837) и "Очерк Бородинского сражения" (1839).
Перебравшись в 1853 году в Санкт-Петербург, он откликнулся на Крымскую войну патриотическим стихотворением "Ура! На трёх ударим разом". Поздний период его жизни был отмечен глубоким интересом к мистицизму и спиритизму, что выразилось в произведениях "Иов, свободное подражание книге Иова" (1859) и поэме "Таинственная капля".
В 1862 году Глинка возвратился в Тверь, где, сохраняя ясность ума до глубокой старости, активно занимался археологией и общественной деятельностью. Он основал Тверское благотворительное общество "доброхотной копейки", создавшее бесплатную столовую и ремесленную школу, а в 93 года был избран гласным городской думы.
Скончался Фёдор Николаевич Глинка в Твери и был погребён с воинскими почестями в Жёлтиковом монастыре (могила утрачена). Память о нём была увековечена в 2010 году установкой мемориальной доски на стене его тверского дома.
Центральное место в прозаическом наследии писателя занимает масштабный труд "Письма русского офицера". Это произведение, выдержавшее несколько изданий (включая издание в 5 частях, М., 1870), представляет собой детальную хронику военных кампаний 1805–1806 и 1812–1815 годов. Уникальный формат личных впечатлений, соединённый с аналитическим взглядом историка, сделал эти записки бесценным документом эпохи и фундаментом литературной известности Глинки. Интерес к этому произведению не угас и в XX–XXI веках, о чём свидетельствуют его переиздания, начиная с 1985 года (чаще всего в форме избранных фрагментов).
Ещё одной значимой вехой в его прозе стала историческая повесть "Зиновий Богдан Хмельницкий, или Освобождённая Малороссия", которая впервые увидела свет на страницах журнала "Соревнователь просвещения" в 1819 году. Это произведение, посвящённое освободительной борьбе украинского народа, было заново открыто современным читателем в сборнике "Русская историческая повесть первой половины XIX века" (1986).
Поэзия Глинки развивалась в сторону глубокого духовного самоуглубления, что ярко отразилось в сборниках "Опыты священной поэзии" (1826) и "Духовные стихотворения" (1839). Как отмечала энциклопедия Брокгауза и Ефрона, среди его стихов "попадаются очень грациозные стихотворения, дышащие искренним чувством". Однако главный вклад поэта лежит в области духовного эпоса.
К числу ключевых произведений этого плана современные филологи относят четыре масштабные поэмы: "Карелия, или заточение Марфы Иоанновны Романовой" (1830), "Иов. Свободное подражание Священной Книге Иоба", "Видение Макария Великого" и "Таинственная Капля". Примечательно, что поэма "Карелия", написанная в ссылке, хоть и была оценена современной Глинке критикой как "скучная", удостоилась одобрительного отзыва А.С. Пушкина.
Особняком в творчестве поэта стоят стихотворения, которые, оторвавшись от авторского замысла, ушли в народную культуру. Прежде всего, это "Тройка" ("Вот мчится тройка удалая…") и "Песнь узника" ("Не слышно шуму городского…"), ставшие популярнейшими песнями. Творческая сила "Песни узника" оказалась столь велика, что её изменённые строки органично вплелись в ткань поэмы Александра Блока "Двенадцать".
Поздний период творчества Глинки, отмеченный мистицизмом, достиг кульминации в создании поэмы "Таинственная капля" (Берлин, 1861), написанной в соавторстве с супругой А.П. Голенищевой-Кутузовой. В России она была переиздана лишь в 1871 году. Итоговым собранием его духовной лирики стал сборник "Духовные стихотворения", вышедший в Москве в 1869 году.
В XX веке наследие поэта, не соответствовавшее идеологическим установкам времени, было предано забвению и практически не издавалось, что также ограничило внимание к нему композиторов. Новое прочтение его духовной поэзии состоялось лишь в 2020 году, когда композитор Дмитрий Батин создал на его тексты хоровой цикл "Молитвы".
В июне 1813 года он получил Золотое оружие с надписью "За храбрость" и орден Святого Владимира 4-й степени с бантом. В том же году его наградили прусским орденом Pour le Mérite и орденом Святой Анны 2-й степени. Также среди его наград — баденский орден Военных заслуг Карла Фридриха 3-й степени. Уже в поздний период жизни, в 1864 году, он был отмечен орденом Святого Станислава 1-й степени, а в 1872 году — орденом Святой Анны 1-й степени.