5 декабря 1803г - 27 июля 1873г
Брянская область, Жуковский район, Овстуг
Русский поэт-мыслитель, мастер философской лирики, дипломат и государственный деятель, достигший чина тайного советника, а также влиятельный консервативный публицист.
Родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в родовом имении Овстуг, расположенном в Орловской губернии. Его отец, Иван Николаевич Тютчев, происходил из старинного дворянского рода и служил в Кремлёвской экспедиции. Мать, Екатерина Львовна, принадлежала к известной фамилии Римских-Корсаковых. Семейное окружение было насыщено культурными и интеллектуальными традициями: одна из тёток по отцу основала Аносин монастырь, другая — стала матерью декабриста А.В. Шереметева.
Образование будущий поэт получал дома под руководством просвещённого педагога Семёна Раича, который привил ему любовь к античной поэзии и языкам. Уже в двенадцать лет Тютчев успешно переводил оды Горация. В 1817 году, ещё до официального зачисления, он стал посещать лекции на словесном отделении Московского университета, где его наставниками были известные учёные А.Ф. Мерзляков и М.Т. Каченовский. В возрасте четырнадцати лет был удостоен звания члена Общества любителей российской словесности.
По завершении университетского курса в 1821 году Тютчев поступает на службу в Коллегию иностранных дел и вскоре отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе российской дипломатической миссии. В Баварии он вращается в интеллектуальных кругах, знакомится с философом Шеллингом и поэтом Гейне. Здесь же происходит его брак с Элеонорой Петерсон (графиней Ботмер), подарившей ему трёх дочерей.
В 1838 году жизнь Тютчева омрачилась трагедией: во время путешествия на пароходе "Николай I" семья попадает в кораблекрушение в Балтийском море. При спасении им помогает Иван Тургенев. Это происхождение серьёзно подрывает здоровье супруги, и вскоре она умирает. По свидетельствам современников, Тютчев, проведя ночь у гроба Элеоноры, поседел от горя. Однако уже в 1839 году он вступает в новый брак с Эрнестиной Дёрнберг (урождённой Пфеффель), роман с которой начался ещё при жизни первой жены.
Несмотря на блестящее начало, его дипломатическая карьера прерывается в 1839 году из-за самовольного отъезда из Турина. Тем не менее, он продолжает жить за границей до 1844 года. В этот период он получает звание камергера и начинает активно заниматься публицистикой. Знаковая встреча с шефом жандармов А.Х. Бенкендорфом приводит к поддержке императором Николаем I его инициативы по формированию позитивного имиджа России на Западе. Анонимно опубликованная статья "Россия и Германия" (1844) привлекает внимание монарха, который одобряет изложенные в ней идеи.
В 1844 году Тютчев возвращается на родину и восстанавливается в Министерстве иностранных дел. С 1848 года он занимает пост старшего цензора, а позднее, в 1858 году, становится председателем Комитета иностранной цензуры, на котором прослужил до конца жизни.
В этот период он практически не пишет стихов, но активно публикует политические статьи на французском языке, такие как "Россия и революция" (1849) и "Папство и римский вопрос" (1850). В этих работах, составляющих часть незавершённого трактата "Россия и Запад", он развивает идею о противопоставлении консервативной России революционной Европе и выдвигает концепцию союза славянско-православных государств во главе с Россией.
Его поэзия также становится на службу государственным интересам, приобретая черты политической лирики ("Гус на костре", "Славянам", "Ватиканская годовщина").
За годы службы Тютчев достиг высоких чинов: действительного статского советника (1857) и тайного советника (1865), получив значительные денежные награды.
До последних дней он сохранял интерес к европейской политике. Здоровье поэта начало резко ухудшаться в конце 1872 года. 1 января 1873 года с ним произошёл удар, парализовавший левую сторону тела. Скончался Фёдор Иванович Тютчев 15 (27) июля 1873 года в Царском Селе. Похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.
Поэтическое наследие Фёдора Тютчева представляет собой уникальный феномен в русской литературе. Литературовед Юрий Тынянов рассматривал его короткие стихотворения как продукт трансформации высокой оды XVIII века, характерной для творчества Державина и Ломоносова. С его точки зрения, тютчевская форма — это "фрагмент", своеобразная ода, сжатая до лаконичного текста. Эта сознательная фрагментарность породила ранее невозможные стилистические и конструктивные приёмы, где каждое произведение представляет собой единый, сложный художественный образ. Подобные уникальные формы, не свойственные поэзии Жуковского или Пушкина, исследователь Ю.Н. Чумаков определяет как идиоформы — самобытные, ни на что не похожие структуры.
При кажущейся узости тематического круга (космическое бытие человека в универсуме) поэзия Тютчева невероятно глубока. Всё в ней собрано, уплотнено и одновременно рассредоточено по множеству руслов, наполненных стихийными силами, мерцанием смыслов и ценностных коннотаций.
Важной чертой поэтики Тютчева, как отмечал Л.В. Пумпянский, является обилие дуплетов и повторов. Ключевые темы варьируются им неоднократно, с сохранением своих основных особенностей, что создаёт мощное тематико-мотивное единство всей его лирики. Это ярко иллюстрирует стихотворение "Как океан объемлет шар земной…", где образ пылающей бездны, окружающей человека, становится центральным и повторяется, усиливая ощущение космического масштаба.
Фундаментальным для понимания творчества Тютчева является его сознательная отстранённость от профессионального литературного процесса. Он не считал себя литератором, проявляя порой пренебрежительное отношение к публикации и сохранению собственных стихов. Его поэзия глубоко экзистенциальна. Как утверждал исследователь Борис Козырев в своих "Письмах о Тютчеве", мировоззрению поэта гораздо ближе тревожная философия Кьеркегора, нежели романтический натурфилософский идеализм Шеллинга.
В любовной лирике Тютчев создал ряд произведений, которые принято объединять в так называемый "денисьевский цикл", посвящённый его поздней возлюбленной Елене Денисьевой. Однако осмысление любви как роковой, трагической силы, ведущей к опустошению и гибели, присутствовало у поэта и ранее. Поэтому правильнее рассматривать эти стихи не только в биографическом контексте, но и как часть единой философской концепции поэта. Сам Тютчев не формировал никакого цикла, и зачастую сложно определить, кому именно адресовано то или иное стихотворение — Денисьевой или его жене Эрнестине.
"Денисьевский цикл" отличается исповедальностью, сходной с лирическим дневником, и глубоким психологизмом, который впоследствии найдет отражение в романах Достоевского с их интересом к "больной", надрывной страсти.
Отдельной страницей стала юношеская влюблённость поэта в юную Амалию Лерхенфельд (в замужестве баронессу Крюденер). Ей посвящено проникновенное стихотворение "Я помню время золотое…". Их встреча спустя много лет, уже на склоне лет Тютчева, вдохновила его на создание одного из самых известных произведений — "Я встретил вас, и всё былое", которое впоследствии стало знаменитым романсом на музыку Л.Д. Малашкина.
Несмотря на то, что Фёдор Тютчев долгое время избегал роли профессионального литератора, его заслуги были высоко оценены как на государственном, так и на академическом уровне.
В 1857 году, по рекомендации выдающегося филолога и академика Петра Александровича Плетнёва, Тютчев был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук по Отделению русского языка и словесности. Это избрание стало актом формального признания его интеллектуального статуса в научном сообществе.
Государственная служба поэта была отмечена высшими имперскими наградами:
Важно отметить, что эти награды были вручены Тютчеву прежде всего за его многолетнюю и плодотворную службу на посту председателя Комитета иностранной цензуры, где он проявил себя как мудрый и просвещённый государственный ум.