Раневская Фаина Георгиевна

Раневская Фаина Георгиевна - российский актёр

27 августа 1896г - 19 июля 1984г

Ростовская область, Таганрог

Актёр

Советская актриса. Народная артистка СССР, трёхкратный лауреат Сталинской премии. Её немногочисленные, но виртуозные кинороли ("Подкидыш", "Золушка", "Весна") и глубокие театральные работы сделали её легендой.

Настоящая фамилия Фельдман.

Биография

Родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в зажиточной еврейской семье фабриканта Гирши Фельдмана. Детство прошло в большом особняке на Николаевской улице. Получила традиционное домашнее образование, обучалась музыке, пению, языкам, но с юности чувствовала непреодолимое влечение к театру. Учась в Мариинской женской гимназии, она посещала частную театральную студию А. Ягелло. Решающим для её судьбы стало посещение спектакля Московского Художественного театра "Вишнёвый сад", после которого она взяла себе псевдоним "Раневская" — в честь героини чеховской пьесы.

В 1915 году, вопреки воле семьи, она уехала покорять Москву. Родители и братья, не приняв революцию, впоследствии эмигрировали, и актриса на долгие годы осталась в одиночестве. Её профессиональный путь начался в провинции: она играла в частных антрепризах в Керчи, Феодосии, Ростове-на-Дону. Судьбоносной стала встреча в Ростове с уже известной актрисой Павлой Вульф, которая стала её наставницей, подругой и "театральной матерью". Вместе они работали в Крыму, в Симферопольском драматическом театре, где в тяжёлые годы Гражданской войны Раневская оттачивала мастерство.

В 1920-е и начале 1930-х годов её скитания по стране продолжились: она служила в театрах Баку, Архангельска, Смоленска, Сталинграда. В Москву она окончательно перебралась в 1931 году, поступив в Камерный театр А. Таирова. Однако её истинным призванием оказался не условный театр, а психологическая драма. Значительными этапами стали работа в Центральном театре Красной Армии (1933–1939) и в Московском театре драмы (ныне Театр им. Маяковского) в 1940-е годы. В 1949 году она перешла в Театр имени Моссовета, где, с перерывом, прослужила до конца жизни.

Её отношения с главным режиссёром театра Юрием Завадским были крайне сложными, отмеченными творческими конфликтами. Причина крылась в разном художественном видении: Раневская тяготела к гротеску, острой социальной и психологической характерности, что было ближе к театру Бертольта Брехта, в то время как Завадский отстаивал эстетику "благородной простоты". Несмотря на это, именно на сцене Театра Моссовета она создала свои самые знаменитые театральные образы: миссис Сэвидж в "Странной миссис Сэвидж" и Люси Купер в "Дальше — тишина".

Творчество

Кинематографическая судьба Раневской парадоксальна: при всемирной известности, которую принесли ей кинороли, их было сравнительно немного — около тридцати. Её дебют в кино состоялся в 1934 году в фильме Михаила Ромма "Пышка", где она сыграла госпожу Луазо, создав яркий, отталкивающий образ мещанки. Однако настоящую народную любовь актрисе принесли комедийные и характерные роли.

В 1939 году в фильме "Подкидыш" родилась фраза "Муля, не нервируй меня!", которая навсегда стала её визитной карточкой, что сама актриса позднее воспринимала с горечью, считая, что это заслонило её серьёзные работы. Непревзойдёнными остаются её роли в сказках: злая, истеричная и по-своему обаятельная мачеха в "Золушке" (1947) и сварливая, властная экономка Маргарита Львовна в "Весне" (1947). Глубина её таланта блистательно раскрылась в экранизациях Чехова: в новеллах "Человек в футляре" и "Свадьба" (оба — 1939) она создала миниатюры поразительной силы и точности. Её низкий, хрипловатый голос идеально подошёл для озвучивания знаменитой "домомучительницы" фрекен Бок в мультфильме "Карлсон вернулся" (1970).

Театральное творчество Раневской было посвящено исследованию человеческих слабостей, одиночества и абсурда бытия, облечённых в гротескную, часто трагикомическую форму. Она не просто играла роли, а проживала на сцене целые жизни, наполняя каждую деталь глубинным смыслом. Её искусство было искусством переживания, доведённым до виртуозной техничности.

Скончалась Фаина Георгиевна 19 июля 1984 года в Москве.

Память

В Москве на доме в Большом Палашёвском переулке, где она жила последние годы, в 1987 году была открыта мемориальная доска. В Симферополе, где актриса начинала свой путь, её именем названа улица на Петровских высотах, а на доме № 16 по улице Самокиша также установлена мемориальная доска. В Санкт-Петербурге в 2019 году появилась скульптурная композиция в Приморском районе, изображающая Раневскую в образе Ляли из "Подкидыша".

Необычные дань уважения включают тематическую "Чайную у Раневской" в Тюмени с меню из цитат её фильмов и астероид (6821) Ranevskaya, названный в её честь. Признание её гения вышло за рамки театра: в 1992 году редакционный совет британской энциклопедии "Кто есть кто" включил актрису в десятку величайших актрис XX века. В день её 115-летия, 27 августа 2011 года, компания Google почтила память Раневской специальным дудлом на главной странице поисковика.

Её образ продолжает вдохновлять современных художников: песни, посвящённые актрисе, есть в репертуаре новосибирской рок-группы "Коридор" ("Как она играла"), Ларисы Милявской и поэта Марка Мермана.

Российские актрисы

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(