13 февраля 1883г - 29 мая 1922г
Северная Осетия, Владикавказ (городской округ), Владикавказ
Русский и советский режиссер, актер и педагог, основатель Театра имени Вахтангова. Новатор, соединивший глубокий психологизм с яркой театральной формой. Его главный шедевр — "Принцесса Турандот" (1922) — стал символом жизнеутверждающего искусства. Творческие принципы Вахтангова оказали огромное влияние на развитие мирового театра.
Евгений Вахтангов родился 1 (13) февраля 1883 года во Владикавказе. Он рос в состоятельной и патриархальной семье: его отец, Багратион Сергеевич, был армянином, владельцем табачной фабрики, а мать, Ольга Васильевна Лебедева, — русской. Интересно, что при крещении его записали как "Евгения, сына Багратиона", однако в московский период жизни отчество трансформировалось в более привычное "Багратионович".
Еще в годы учебы во Владикавказской гимназии проявился его артистический темперамент. Юноша увлекался танцами, игрой на мандолине, публиковал свои литературные опыты в гимназической газете "Нус" и активно участвовал в любительских драматических кружках, где с удовольствием исполнял не только характерные, но и даже женские роли.
По настоянию отца в 1903 году Вахтангов отправился в Ригу для поступления в Политехнический институт. Однако страсть к театру перевесила: он с головой окунулся в работу местного драмкружка и провалил вступительные экзамены. Перебравшись в Москву, он поступил в университет, сначала на естественный, а затем на юридический факультет, но главным для него по-прежнему оставался театр. Он продолжал играть в самодеятельности, в том числе в престижном Михайловском драмкружке. В этот же период его захватила революционная волна: Вахтангов участвовал в студенческом движении, выступал как агитатор и распространял нелегальную литературу, примыкая к эсерам.
Переломным моментом стал 1909 год, когда он окончательно решил посвятить себя искусству и поступил в московскую театральную школу Адашева. Его наставниками были такие мэтры, как Леопольд Сулержицкий и Василий Лужский. Окончив школу в 1911 году, Вахтангов был принят в труппу МХТ, но его актерская карьера там не сложилась. Гораздо значимее была его роль как проводника идей Станиславского и режиссера-педагога.
В 1913 году он основал Студенческую студию, которая изначально существовала почти что в подполье — репетиции проходили на съемных квартирах, а декорации шили из мешковины. Лишь в 1917 году студия заявила о себе публично, чтобы впоследствии превратиться в прославленный театр его имени.
С середины 1910-х годов Вахтангов боролся с тяжелой болезнью. В 1919 году ему провели операцию, скрыв настоящий диагноз — рак желудка. Несмотря на недуг, он работал с невероятной самоотдачей. Великий режиссер скончался 29 мая 1922 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Творческий путь Вахтангова — это яркий пример синтеза глубокого психологизма и яркой театральной формы. Уже в первых своих работах в 1-й Студии МХТ, таких как "Праздник мира" Гауптмана (1913) и "Потоп" Бергера (1919), он демонстрировал отточенность сценического рисунка, проистекающую из тонкого понимания внутреннего мира персонажа.
После революции его деятельность приобрела поистине титанический размах. Он возглавил Режиссёрскую секцию в Наркомпросе, сотрудничал с множеством студий, включая еврейскую "Габиму" и армянскую студию. В этот период в его творчестве крепнет сатирическое, гротескное начало, направленное на разоблачение мещанства и буржуазности, что brilliantly проявилось в постановках "Свадьбы" Чехова (1920) и "Чуда святого Антония" Метерлинка (1921).
Вершиной его режиссерского гения стали последние работы, в которых трагедийное и комедийное переплетались с фантастической силой. В трагедии "Гадибук" (1922), поставленной для "Габимы", и в лирической сказке "Принцесса Турандот" (1922) для его собственной студии, он нашел ту самую "театральную форму", которая идеально передавала содержание. "Принцесса Турандот", поставленная, когда режиссер был уже смертельно болен, стала его творческим завещанием. Этот спектакль, полный легкости, импровизации и жизнелюбия, был восторженно встречен Станиславским и Немировичем-Данченко и признан манифестом нового театра.
Наследие Евгения Вахтангова нашло свое воплощение не только в театральном искусстве, но и в многочисленных свидетельствах всенародной памяти. Главным из них по праву считается Театр его имени, ведущий свою историю от основанной им Студии и официально получившей это имя в 1926 году. При театре действует музей, первоначальную коллекцию для которого бережно собрала супруга режиссера.
География памяти Вахтангова обширна: его имя носят Русский театр во Владикавказе, улицы и переулки в Москве, Владикавказе, Челябинске и даже Тель-Авиве. Мемориальные доски установлены на его московской квартире в Денежном переулке и на родном доме во Владикавказе, где также был открыт памятник.
Память о мастере запечатлена в бронзе: памятники ему установлены во дворе Щукинского училища, в Москве на Арбате и в Владикавказе. Его образ увековечен в документальном кино ("Вахтангов", 1966), а имя присвоено современному авиалайнеру авиакомпании "Аэрофлот". Даже Марина Цветаева увековечила его в своем стихотворении, обращенном к режиссеру.