28 декабря 1934г - 6 августа 2000г
Советский и российский сценарист, педагог, один из ведущих кинодраматургов второй половины XX века, чьи работы во многом определяли лицо отечественного "офицерского" и психологического кино 1970-х — 1990-х годов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982), лауреат Государственной премии СССР (1986) и трёхкратный лауреат государственных премий (РСФСР, СССР, Российской Федерации). Его сценарное наследие, отмеченное глубоким знанием человеческой психологии, вниманием к исторической правде и безупречным литературным стилем, стало основой для ряда классических фильмов советского и российского кинематографа.
Родился в Грозном, однако его становление было связано с Москвой. После окончания школы, желая получить жизненный опыт, он некоторое время работал на строительстве. В 1954–1958 годах учился в Московском геологоразведочном институте (МГРИ), но тяга к искусству пересилила. В 1963 году он окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), где учился в мастерской известных кинодраматургов К. Виноградова и А. Соловьёва. Его дипломной работой стал сценарий фильма "Наш дом" (1965), который был успешно реализован режиссёром Василием Прониным. Стремление к всестороннему освоению профессии привело его на Высшие режиссёрские курсы при ВГИКе (мастерская Л. Трауберга и М. Хуциева), которые он окончил в 1968 году.
В конце 1960-х он трудился в отделе цветного телевидения Гостелерадио, в 1971–1972 годах руководил сценарной мастерской на киностудии "Беларусьфильм", а в середине 1970-х возглавлял экспериментальную группу молодых драматургов в Центральной сценарной студии Госкино СССР. С 1976 по 1982 год он вёл собственную мастерскую кинодраматургии во ВГИКе, воспитав целую плеяду талантливых сценаристов. В переломные годы перестройки, с 1987 по 1991 год, он занимал пост главного редактора влиятельного профессионального альманаха "Киносценарии".
Широкое признание пришло к Григорьеву в 1970-е годы благодаря сотрудничеству с режиссёром Гавриилом Егиазаровым. Их совместная работа над экранизацией романа Юрия Бондарева "Горячий снег" (1972) стала событием в советском кинематографе. Фильм, повествующий об одном дне из жизни артиллеристов во время Сталинградской битвы, был отмечен не только кассовым успехом, но и высочайшей оценкой: в 1975 году Григорьев (в соавторстве с Бондаревым и Егиазаровым) был удостоен Государственной премии РСФСР имени М. Горького и Золотой медали имени А. П. Довженко. В дальнейшем он часто работал в соавторстве с Олегом Никич-Криличевским, создав ряд значительных картин: "Иванцов, Петров, Сидоров" (1979), "Отцы и дети" (1983), "Знак беды" (1986). За сценарий к фильму "Отцы и дети" (по мотивам произведений Ивана Тургенева и Ивана Бунина) он получил Государственную премию СССР в 1986 году.
Особняком в его творчестве стоит военная драма "Звезда" (2002), снятая уже после его смерти режиссёром Николаем Лебедевым по сценарию, написанному Григорьевым в соавторстве с Александром Бородянским. Эта работа, ставшая своего рода творческим завещанием кинодраматурга, была удостоена Государственной премии Российской Федерации в 2003 году (посмертно). Его поздние работы, такие как "Птицы без гнёзд" (1996), отражали сложные социальные и нравственные процессы в постсоветской России.
Скончался после продолжительной болезни, похоронен на Хованском кладбище в Москве.