Козлов Энгельс Васильевич

Козлов Энгельс Васильевич - российский живописец, портретист, художник

24 марта 1926г - 20 ноября 2007г

Республика Коми, Троицко-Печорский район, Троицко-Печорск

Живописец, Портретист, Художник

Советский живописец, народный художник РСФСР. Мастер тематической картины и портрета, автор знаковых произведений "Теоретики", "В шахтёры", "Чёрное золото".

Биография

Родился 24 марта 1926 года в старинном коми селе Троицко-Печорск, затерянном в суровых просторах Коми АССР. Детство будущего художника прошло среди величественной северной природы, что во многом определило его творческую индивидуальность и особое восприятие мира. Его путь в искусство начался в послевоенные годы: сначала обучение в Ярославском художественном училище в 1947-1949 годах, затем продолжение образования в Ленинградском художественно-педагогическом училище.

В 1950 году судьба привела Козлова в легендарный Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, где он попал в творческую атмосферу послевоенного возрождения советского искусства. Его наставниками стали такие признанные мастера, как Виталий Вальцев и Иван Степашкин, но наибольшее влияние на формирование творческого метода оказал Юрий Непринцев, в мастерской которого Козлов завершал образование. Дипломная картина "Будет жить!", написанная в 1956 году, стала не только свидетельством профессионального становления, но и заявкой на собственную творческую позицию — интерес к драматическим сюжетам и психологической глубине образов.

С 1957 года, после принятия в члены Ленинградского Союза художников, начался активный выставочный период в жизни Козлова. Его творческая биография тесно переплелась с личной — супругой художника стала Галина Александровна Смирнова, также талантливый живописец, с которой они создали несколько совместных произведений. Козлов активно участвовал в художественной жизни страны, был делегатом пяти съездов художников РСФСР и двух всесоюзных съездов, неоднократно избирался в правление ленинградского отделения Союза художников. Государство высоко оценило его вклад в искусство — в 1978 году ему было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР, а в 1987 году — Народного художника РСФСР.

Творчество

Центральное место в его искусстве занимает образ современника, раскрытый через различные жанровые формы — от камерного портрета до монументальных тематических полотен. Художник выработал узнаваемую манеру, характеризующуюся широким обобщённым письмом, укрупнённостью деталей и построением композиции на выразительных светотеневых контрастах. Его колористическая палитра, в которой доминируют насыщенные сочетания сине-зелёных и жёлто-коричневых тонов, создаёт особую эмоциональную напряжённость образов.

Значительный пласт творчества Козлова связан с индустриальной темой, особенно с освоением северных территорий. Многочисленные поездки к нефтяникам Ухты, шахтёрам Инты, нефтеразведчикам Усинска и на Печору в 1960-1980-х годах дали богатейший материал для создания цикла произведений, ставших визитной карточкой художника. Картины "В шахтёры" (1967), "Чёрное золото" (1969), "Буровики на Колве" (1971), "Нефтяники Печоры" (1975) не просто фиксируют трудовые будни, но и раскрывают духовный мир советских рабочих, их достоинство и силу характера.

Особого внимания заслуживает портретное творчество Козлова. Созданная в 1965 году в соавторстве с супругой картина "Теоретики" (хранится в Новосибирском Государственном Художественном музее) стала этапной работой, демонстрирующей умение художника создавать сложные многофигурные композиции с глубоким психологическим содержанием. Среди лучших портретов мастера — изображения современников разных профессий: от "Портрета электрослесаря Б. Беленкова" (1964) и "Портрета рабочего Кировского завода К. Говорушина" (1976) до "Портрета народного художника Ю. Непринцева" (1972) и "Портрета композитора П. Чистелёва" (1977).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(