Водовозова Елизавета Николаевна

Водовозова Елизавета Николаевна - российский детский писатель, мемуарист, писатель

17 августа 1844г - 23 марта 1923г

Смоленская область, Демидовский район, Демидов

Детский писатель, Мемуарист, Писатель

Русская детская писательница, педагог-новатор и мемуаристка второй половины XIX — начала XX века. Автор фундаментальных трудов "Умственное развитие детей..." и просветительской эпопеи "Жизнь европейских народов" ("Как люди на белом свете живут").

Биография

Родилась 5 (17) августа 1844 года в уездном городке Поречье Смоленской губернии, в семье небогатых, но родовитых дворян. Детские годы были омрачены трагедией: в 1848 году эпидемия холеры унесла жизни отца и семерых её братьев и сестёр. Овдовевшая мать, оставшаяся с пятью детьми, была вынуждена продать городской дом и перебраться в деревню, целиком погрузившись в хозяйственные заботы.

Важнейшим этапом в формировании личности будущей писательницы стало обучение в Санкт-Петербургском Смольном институте благородных девиц, который она окончила в 1862 году. В последние годы учёбы (с 1859 года) судьбоносным стало её знакомство с корифеями педагогики — Константином Дмитриевичем Ушинским и Василием Ивановичем Водовозовым, чьи демократические идеи произвели на неё неизгладимое впечатление. Под их влиянием сформировались её прогрессивные взгляды на воспитание и просвещение. В том же 1862 году она вышла замуж за своего наставника В. И. Водовозова.

Молодая чета активно включилась в общественно-культурную жизнь эпохи "великих реформ". Их квартира в Санкт-Петербурге стала одним из салонов, где собиралась демократически настроенная молодёжь — так называемые "люди шестидесятых годов". На регулярных "вторниках" и "журфиксах" у них бывали писатель В. А. Слепцов, фольклорист П. И. Якушкин, поэты-сатирики В. С. и Н. С. Курочкины, публицист П. А. Гайдебуров. Стремясь к углублению педагогических знаний, в конце 1860-х годов Елизавета Николаевна совершила поездку в Германию и Швейцарию для изучения на практике системы детских садов, созданной Фридрихом Фрёбелем.

После смерти первого мужа в 1886 году она вступила во второй брак с учеником и соратником В. И. Водовозова — известным историком народнического движения Василием Ивановичем Семевским (скончался в 1916 году). К концу жизни, пережив обе революции 1917 года, Водовозова оказалась в крайне стеснённых материальных обстоятельствах, страдая от болезней, одиночества и забвения, что, по её собственным признаниям, порождало отчаяние. Скончалась она 23 марта 1923 года и была похоронена на Смоленском православном кладбище в Ленинграде.

Семейные связи Водовозовой также примечательны: она была племянницей генералов от инфантерии Н. С. и И. С. Ганецких; некоторое время после института жила в доме последнего. Её сыновья, Василий (1864–1933) и Николай (1870–1896) Водовозовы, стали известными публицистами левых взглядов, активно участвовавшими в общественно-политической жизни страны.

Творчество

Литературный дебют Елизаветы Водовозовой состоялся в 1863 году со статьёй "Что мешает женщине быть самостоятельной?", опубликованной в журнале "Библиотека для чтения" под псевдонимом Е. Ц-ская. Эта работа, написанная под влиянием романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?", заявила о её интересе к вопросам женской эмансипации.

Однако центральным делом её жизни стала педагогика и создание литературы для детей и о детях. В своей главной теоретической работе "Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста" (1871) Водовозова предложила революционную для своего времени программу дошкольного воспитания. Её основой она видела не формальные занятия, а богатейший материал народной культуры — песни, сказки, игры, пословицы, которые должны были развивать в ребёнке не только ум, но и нравственное чувство, эстетическое восприятие и связь с национальными корнями. В качестве практического приложения к этой программе она выпустила сборник "Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями" (1876).

Параллельно Водовозова активно создавала детскую художественную литературу. Её книга рассказов "Из русской жизни и природы" (1871–1872) и сборник "На отдых" (1880) многократно переиздавались, знакомя юных читателей с жизнью и природой родной страны. Под псевдонимом И. Бельский она издала повесть "Батрачка. Рассказ из народного быта" (1871).

Масштабным просветительским проектом писательницы стала трёхтомная работа "Жизнь европейских народов. Географические рассказы" (1875–1883). Это было новаторское для детской литературы сочинение, представлявшее собой живой и увлекательный рассказ о географии, этнографии, культуре, быте и политическом устройстве европейских стран. Позднее, с учётом новых данных и для более младшего возраста, она переработала этот труд в десятитомное издание "Как люди на белом свете живут" (1894–1901), которое долгие годы оставалось одним из лучших популярных изданий по страноведению для детей.

Не менее значителен вклад Водовозовой в мемуаристику. Её воспоминания — бесценный источник по истории русской культуры, педагогики и общественной мысли XIX века. В очерках "К. Д. Ушинский и В. И. Водовозов. Из воспоминаний институтки" (1887), "Среди петербургской молодёжи шестидесятых годов" (1911) и многих других она запечатлела портреты выдающихся современников и интеллектуальную атмосферу эпохи. Наиболее полным сводом её мемуарного наследия стали автобиографические книги "На заре жизни" (1911, позднее переработанная в "Историю одного детства") и "Грёзы и действительность" (1918), в которых подробно описаны её детство, институтские годы, педагогические искания и богатая событиями жизнь.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(