28 апреля 1937г - 1 сентября 2012г
Московская область, Московская агломерация, Москва
Советский и российский живописец и график поколения 1960-х годов, представитель советского нонконформистского искусства. Основатель философско-религиозной системы структурного символизма. С 1991 по 2004 год Дмитрий Плавинский жил и работал в Нью-Йорке. Его работам присущи философские и религиозные мотивы. Техника, которую он использует, разнообразна: масло, акрил, поливинилацетат, темпера, гипс, коллаж, дерево, офорт.
В 14 лет, в 1951 году, поступил на театральный факультет Московской академии художеств памяти восстания 1905 года. Руководителем факультета был Виктор Шестаков, один из бывших ведущих художников Театра имени Маяковского, которым в 1920-е годы руководил Всеволод Мейерхольд. Дмитрий Плавинский завершил обучение в 1956 году.
В 1970-х годах был членом Товарищества московских художников-авангардистов "Двадцать", участвовал во многих успешных выставках. Был одним из основателей и лидеров советского нонконформистского художественного движения в России. С 1975 года был членом и постоянным участником выставок Московского городского комитета графиков на Малой Грузинской улице. В 1978 году стал членом Московского союза художников.
С 1991 по 2004 год художник жил и работал в США, в Нью-Йорке. Именно его романтическая и меланхоличная живопись и графика, работы, сочетающие гиперреалистический сюрреализм с православными и церковными мотивами, принесли Плавинскому особую известность. Трагедия 11 сентября 2001 года предоставила художнику возможность создать серию работ на тему "Апокалипсиса 11 сентября". Эта работа знаменует собой завершение американского периода художника. В 2004 году он вернулся на постоянное жительство в Москву.
Умер 1 сентября 2012 года. Был похоронен на Даниловском кладбище в Москве.
Сам Дмитрий Плавинский определяет развиваемые им в своем творчестве направления как структурный символизм. Его офорты и рисунки тушью отличаются чрезвычайно сложной фактурой и техникой. Их многогранность и метафизичность исторически связаны и продолжают классику Альбрехта Дюрера, Гойи и Рембрандта.
"Структурный символизм" — так Плавинский называет свою религиозную, философскую и художественную систему мышления. Целостный образ мира строится на последовательности символов, погруженных в слои прошлого, настоящего и будущего времени. Сама его техника основана на многослойном исполнении, повторении гравюр, что позволяет ему передать ощущение глубины.
Плавинский очарован природными формами, символами человеческих цивилизаций. Образы доисторических рыб, черепах, раковин и растений изобилуют в его художественных поисках.