Цертелев Дмитрий Николаевич

Цертелев Дмитрий Николаевич - российский поэт, публицист, философ

12 июля 1852г - 28 августа 1911г

Мордовия, Лямбирский район, Смольково

Поэт, Публицист, Философ

Русский философ, поэт, литературный критик, публицист и общественный деятель конца XIX — начала XX века, доктор философии Лейпцигского университета. Яркий представитель русского философского идеализма, последователь и популяризатор в России учений Артура Шопенгауэра и Эдуарда фон Гартмана, а также поэт-неоромантик, чьё творчество развивалось в русле эстетических принципов его двоюродного дяди, графа А. К. Толстого.

Биография

Родился в старинной дворянской семье, ведущей свой род от грузинских князей Церетели, в имении своей тётки. Его отец, князь Николай Андреевич Цертелев, был известным педагогом, этнографом, одним из первых исследователей украинского фольклора и поэтом-дилетантом, близким к кругу славянофилов. Мать, Варвара Семёновна, происходила из рода Чулковых, а через свою бабушку, Александру Николаевну Бахметеву, Дмитрий Николаевич приходился двоюродным племянником Софье Андреевне Бахметевой, жене поэта Алексея Константиновича Толстого, что оказало определяющее влияние на его духовное и творческое формирование. Детство провёл в родовом смоленковском имении, а часть юности — в Швейцарии, где получил основательное домашнее образование.

Среднее образование завершил в Пятой московской гимназии (1866–1870), где завязалась его тесная, многолетняя дружба с будущим великим философом Владимиром Соловьёвым. В 1870 году Цертелев поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1874 году (Соловьёв учился на историко-филологическом). Страсть к философии привела его в Германию, где он слушал лекции ведущих мыслителей того времени: философа Эдуарда фон Гартмана в Берлине и знаменитого естествоиспытателя Германа фон Гельмгольца. С Гартманом, главным продолжателем шопенгауэровской традиции, у Цертелева установились не только ученические, но и личные дружеские отношения, вылившиеся в длительную переписку. В 1875 году он предпринял большое образовательное путешествие по Египту и Италии, изучая памятники древних цивилизаций и эпохи Возрождения. Философское образование было завершено в Лейпцигском университете, где в 1879 году он блестяще защитил диссертацию на немецком языке "О теории познания Шопенгауэра" ("Über Schopenhauers Erkenntnisstheorie"), получив степень доктора философии.

По возвращении в Россию Дмитрий Цертелев активно включился в интеллектуальную жизнь. Его философские воззрения, изложенные в работах "Философия Шопенгауэра. Теория познания и метафизика" (1880), "Современный пессимизм в Германии" (1885), "Эстетика Шопенгауэра" (1888), прочно стояли на почве идеализма, агностицизма и "философии бессознательного". Он выступал как последовательный критик материализма и позитивизма, рассматривая религию, философию и науку как взаимодополняющие, но не сводимые друг к другу сферы духа ("Границы религии, философии и естествознания", 1879). Его также интересовали вопросы спиритизма ("Спиритизм с точки зрения философии", 1885) и нравственного учения Льва Толстого, которому он посвятил специальную работу (1889).

Как публицист консервативно-охранительного направления князь Цертелев сотрудничал с "Русским вестником" М. Н. Каткова и "Московскими ведомостями", отстаивая идею сильной монархической государственности в сочетании с эволюционным развитием гражданских свобод. В 1890 году он основал и на протяжении трёх лет редактировал ежемесячный журнал "Русское обозрение", призванный стать площадкой для консолидации национально мыслящей интеллигенции. Парадоксальным образом его стихи и критические статьи часто публиковались и в либеральных изданиях, таких как "Вестник Европы" и "Русская мысль", что говорит о его широких взглядах и признании его литературного таланта.

Поэтическое наследие Дмитрия Цертелева, собранное в сборниках "Стихотворения" (1883, посвящён памяти А. К. Толстого) и "Стихотворения. 1883–1890" (1892, удостоен почётной Пушкинской премии), представляет собой яркий образец философской и исторической лирики. Находясь под сильнейшим влиянием Алексея Толстого, он увлекался реконструкцией древних мифологий — буддийской, древнеиранской, древнегерманской, создавая поэтические переложения легенд об Ананде и Прокрити, смерти Иреджа, отречении Кира. Его поэзия, отмеченная тяготением к экзотическим сюжетам, метафизической глубиной и изысканной формой, со временем испытала и влияние зарождавшегося русского декадентства.

Последние годы жизни провёл в своём имении Липяги Тамбовской губернии, где и скончался в августе 1911 года.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(