26 августа 1938г
Кемеровская область, Тайгинский городской округ, Тайга
Советский и российский актёр театра и кино, мастер дубляжа, заслуженный артист Российской Федерации (1995). Яркий представитель актёрского ансамбля легендарного Театра на Таганке, чья карьера в кино и на сцене охватывает более полувека.
Родился 26 августа 1938 года в сибирском городке Тайга в семье железнодорожников. Необычное имя "Дальвин" — сокращение от лозунга "Да здравствует Ленин!" — было данью революционной эпохи и семейной традиции (его старшего брата звали Вилен — Владимир Ильич Ленин). С ранних лет проявил интерес к искусству. После окончания школы решил посвятить себя актёрской профессии и отправился в Москву.
В 1966 году успешно окончил актёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), где занимался в мастерской выдающихся советских актёров и режиссёров: Бориса Чиркова, Якова Сегеля и Бориса Бабочкина. Ещё во время учёбы, в 1963 году, состоялся его кинодебют: он сыграл роль Павла в лирической драме Исидора Анненского "Первый троллейбус", где его партнёршей по съёмочной площадке стала Алла Ларионова.
Судьбоносным для Щербакова стал 1965 год, когда он, будучи студентом последнего курса, был приглашён Юрием Любимовым в только что созданный Московский театр драмы и комедии на Таганке. С этим театром связана вся его дальнейшая творческая жизнь. Он вошёл в уникальный, новаторский коллектив, определявший культурный ландшафт эпохи, и стал одним из тех актёров, чья индивидуальность органично вплелась в поэтику и эстетику "Таганки". На её сцене он работал с такими режиссёрами, как сам Любимов, Анатолий Эфрос, работал в одних спектаклях с Владимиром Высоцким, Валерием Золотухиным, Аллой Демидовой, Николаем Губенко, Леонидом Филатовым.
В кинематографе Дальвин Щербаков, обладающий запоминающейся, интеллигентной внешностью и сдержанной, глубокой манерой игры, создал галерею разнообразных характеров. Одной из самых известных его ранних работ стала роль одинокого и принципиального учителя истории Бори Рудницкого в культовой картине Станислава Ростоцкого "Доживём до понедельника" (1968). Знаковой стала и роль старшего инспектора МУРа Андрея Реброва в детективе "Совесть" (1974). С годами его амплуа сместилось в сторону характерных и драматических ролей, часто представителей интеллигенции, военных, государственных служащих или, напротив, криминальных авторитетов. Он снимался у таких режиссёров, как Алексей Салтыков ("Назначение", 1973), Самсон Самсонов ("Человек свиты", 1987), Виллен Азаров ("Аэропорт со служебного входа", 1986). В 2011 году актёр появился в небольшой, но значимой роли соседа по палате Владимира Высоцкого в нашумевшем биографическом фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой".
Параллельно с работой в театре и кино Дальвин Щербаков много и плодотворно работал на дубляже, озвучивая сотни зарубежных и отечественных фильмов. Его голосом говорят герои таких актёров, как Жан-Поль Бельмондо, Ален Делон, Роберт Де Ниро, Микки Рурк, а также персонажи анимационных фильмов.
Актерский путь Дальвина Щербакова неразрывно связан с Театром на Таганке, где он сыграл десятки ролей, став частью живой истории этого коллектива. Его сценические работы отличались тонким психологизмом, внутренней сосредоточенностью и органичным существованием в условной, метафорической режиссёрской системе Любимова. Среди ключевых театральных работ актёра — Людовико Марсили в философской драме Бертольта Брехта "Жизнь Галилея" (1966), роль-наблюдатель в спектакле "Послушайте!" по Владимиру Маяковскому (1967), Кирсанов в знаменитой постановке "Что делать?" по Николаю Чернышевскому (1970).
Особое место в его театральной биографии занимают роли в спектаклях, связанных с русской классикой и историей. Он играл Вершинина в "Трёх сёстрах" Антона Чехова (1981), Версилова в "Подростке" по Фёдору Достоевскому (1996), Григория в "Братьях Карамазовых" (1997, ввод 2010). Выдающейся работой стала роль Мастера в легендарном, скандальном и новаторском спектакле "Мастер и Маргарита" по Михаилу Булгакову (1977), где он создал образ усталого, надломленного, но не сломленного творца. Не менее значимой была роль Шулепникова в постановке "Дом на набережной" по Юрию Трифонову (1980) — циничного и беспринципного карьериста, олицетворения сталинской эпохи.
В кинематографе Дальвин Щербаков, несмотря на обширную фильмографию, оставался актёром преимущественно второго плана, мастером эпизода, способным несколькими штрихами создать законченный и запоминающийся образ. После успеха в "Доживём до понедельника" он сыграл студента в детской комедии "Путешественник с багажом" (1965), капитана милиции Реброва в телевизионном детективе "Совесть" (1974), мужа главной героини в лирической комедии "День свадьбы придётся уточнить" (1979). В более поздний период он часто появлялся в сериалах, создавая яркие типажи: областного прокурора Жмакова в "Марше Турецкого-3" (2002), авторитета "на покое" в криминальной саге "На углу, у Патриарших 4" (2004), друга главного героя в боевике "Учитель в законе. Продолжение" (2010), отца главного героя в детективном сериале "Срочно в номер" (2007-2011).