4 июня 1884г - 16 января 1949г
Тверская область, Калининский район, Тверь
Русский философ, историк философии, публицист, переводчик, один из ключевых представителей русского неокантианства и создатель уникальной философской системы "трансцендентального интуитивизма". Издатель и редактор международного журнала "Логос" (русское издание, 1912–1914), активный популяризатор европейской философии в России и русской философии на Западе. Его труды по истории русской и немецкой философии, созданные в эмиграции, долгое время оставались основополагающими для западного научного сообщества.
Борис Яковенко родился в семье видного народника, революционера и публициста Валентина Ивановича Яковенко, что предопределило его ранний интерес к общественным наукам и идейным исканиям. Окончив с золотой медалью классическую гимназию в Санкт-Петербурге в 1903 году, он продолжил образование за границей, слушая лекции в Сорбонне и Свободном русском университете в Париже. Вернувшись в Россию, он поступил на историко-филологический факультет Московского университета, однако его учёба была прервана в 1905 году активным участием в революционном движении, за что он был арестован. После освобождения в 1906 году Яковенко снова уехал в Европу, где продолжил философское образование в лучших университетах Германии. В Гейдельберге его учителем был Вильгельм Виндельбанд, глава баденской школы неокантианства, а во Фрайбурге — Генрих Риккерт. Несмотря на это, его философские симпатии склонялись к другому направлению неокантианства — марбургской школе и её лидеру Герману Когену, чьё учение о "логике чистого познания" оказало на него глубокое влияние.
В 1908 году началась его активная публицистическая деятельность в России с сотрудничества в журнале "Вопросы философии и психологии". Вернувшись в 1910 году, он вместе с философами Семёном Гессеном и Фёдором Степуном предпринял амбициозный проект — создание русского издания международного ежегодника "Логос", призванного синтезировать достижения европейской философии с русской интеллектуальной традицией. Яковенко стал главным редактором русского "Логоса" в 1912–1914 годах, превратив его в один из самых авторитетных философских органов предреволюционной России. В 1912 году последовал новый арест за связи с эсеровскими кругами, после которого он в 1913 году окончательно покинул Россию.
Его жизнь в эмиграции прошла в Италии (до 1924 г.), Германии (1922–1929 гг.) и, наконец, в Чехословакии, куда он был приглашён президентом Томашем Масариком. В Праге он стал центральной фигурой русской философской диаспоры. До 1939 года он редактировал журнал "Der Russische Gedanke" ("Русская мысль"), знакомивший западного читателя с достижениями русской философии, и участвовал в издании "Международной библиотеки философии". Именно в пражский период были созданы его главные историко-философские труды: "История русской философии" (1938, на чешском языке) и "История гегельянства в России" (1940, на немецком). Эти работы, написанные с глубоким знанием материала и европейской методологии, на десятилетия стали основными источниками по теме для западных исследователей. Параллельно Яковенко вёл обширную переводческую деятельность, публикуя на итальянском и немецком языках переводы произведений Гоголя, Достоевского, Чехова, Толстого. Он скончался в Праге в 1949 году, оставшись верным своему призванию философа-посредника между культурами.
Философская система Бориса Яковенко, которую он сам определял как критический или трансцендентальный интуитивизм, представляет собой оригинальный синтез идей марбургского неокантианства с феноменологическими интенциями. Отправной точкой для него был "трансцендентальный метод" Когена, сосредоточенный на логическом конструировании предмета познания. Однако Яковенко стремился преодолеть, как ему виделось, узкий логицизм марбуржцев и расширить поле философии.
Главной задачей философии он считал не анализ готовых форм познания, а постижение "смыслов жизни", раскрытие сущего во всей его полноте. Критикуя как психологизм и натурализм, так и крайности субъективного идеализма, он утверждал, что подлинное бытие вещи познаётся не трансцендентно (за пределами опыта), а имманентно — внутри самого процесса познания, как его внутренняя, интуитивно схватываемая основа. Таким образом, "интуиция" у Яковенко — это не иррациональное озарение, а непосредственное усмотрение смысловой структуры в акте трансцендентального сознания. Этот подход, по его мнению, позволяет преодолеть традиционные дихотомии субъекта и объекта, духа и материи, монизма и дуализма, обратившись к "чистой мысли как таковой".
С этих позиций он вёл последовательную критику русской религиозной философии (В. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Эрн), упрекая её в "онтологическом догматизме" и смешении философского и религиозного дискурсов. Яковенко отстаивал автономию философии как строгой науки о принципах. При этом, будучи историком философии, он выступал за плюрализм философских систем, видя в их многообразии не слабость, а богатство и глубину философского поиска, каждая система раскрывает свой аспект истины. Его историко-философские труды были пронизаны этой идеей и стремлением объективно, без идеологических пристрастий, представить эволюцию философской мысли, будь то в России или в Германии.