1 ноября 1902г - 21 марта 1981г
Ростовская область, Ростовская агломерация, Ростов-на-Дону
Советский литературовед, переводчик и педагог, чьи фундаментальные труды определили развитие отечественного зарубежного литературоведения в XX веке. Специалист по истории европейских литератур, прежде всего французской.
Родился 19 октября (1 ноября по новому стилю) 1902 года в городе Нахичевань-на-Дону (ныне Пролетарский район Ростова-на-Дону). Получил филологическое образование в Северокавказском университете в Ростове-на-Дону, который окончил в 1926 году. Его становление как учёного завершилось в аспирантуре Ленинградского института речевой культуры (1930). Профессиональный путь Бориса Георгиевича неразрывно связан с двумя ведущими научно-образовательными центрами страны: Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, где он работал старшим научным сотрудником, и Ленинградским государственным университетом.
В ЛГУ раскрылся его выдающийся педагогический талант. С 1940 года он — профессор, а на протяжении многих лет — заведующий кафедрой зарубежной литературы и декан филологического факультета (1963–1968). Его лекции и семинары, отличавшиеся энциклопедической эрудицией и ясностью мысли, воспитали несколько поколений филологов. Под его руководством было защищено множество кандидатских диссертаций. Уже в 1939 году он успешно защитил докторскую диссертацию "Стендаль-романист", что стало признанием его ранней научной зрелости.
Центральной областью его интересов был французский реализм XIX века. Его ранние монографии — "Творчество Бальзака" (1939) и "Творчество Флобера" (1955) — стали классикой советского литературоведения, в которой творчество писателей рассматривалось в широком контексте общественной мысли и эстетических исканий эпохи. Особое место в его трудах занимало творчество Стендаля, изучению которого он посвятил цикл фундаментальных исследований ("Стендаль: годы ученья", 1968; "Стендаль: философия истории, политика, эстетика", 1974; "Стендаль: художественное творчество", 1978).
Однако его подход никогда не был ограничен национальными рамками или одной эпохой. Реизов был одним из основоположников современной отечественной компаративистики. Его работы "Французский исторический роман в эпоху романтизма" (1958), "Творчество Вальтера Скотта" (1965), "Итальянская литература XVIII в." (1966) демонстрируют уникальную способность к системному анализу общеевропейского литературного процесса. Он активно исследовал творчество русских классиков — Пушкина, Достоевского, Лермонтова — в аспекте их международных связей, что было смелым интеллектуальным шагом в условиях послевоенной борьбы с "космополитизмом".
Теоретические статьи Реизова по проблемам литературных направлений, периодологии, соотношения содержания и формы, изданные, в частности, в посмертном сборнике "История и теория литературы" (1986), отличались независимостью мысли и антидогматизмом. Он также внёс неоценимый вклад как редактор и комментатор: под его научной редакцией выходили собрания сочинений Стендаля, Вальтера Скотта, Жорж Санд, Анатоля Франса, а его предисловия к изданиям европейских классиков от Мольера до Золя стали образцом научно-популярного жанра. Борис Георгиевич был организатором науки, инициировав и редактируя знаковые межвузовские сборники по проблемам международных литературных связей, творческой истории произведения, изучению Шекспира и Достоевского.
Международное признание его заслуг выразилось в избрании членом Общества истории литературы Франции (1965) и присуждении звания почётного доктора Клермонского университета (1973). Вклад учёного в отечественную культуру был отмечен высокими званиями Заслуженного деятеля науки РСФСР (1969) и лауреата Государственной премии СССР (1974).