13 января 1927г - 21 февраля 1985г
Краснодарский край, Краснодар (городской округ), Старокорсунская
Живописец, Пейзажист, Художник
Советский живописец, яркий представитель ленинградской школы. Автор тематических картин ("Донбасс. 1905-й год"), психологических портретов современников и лирических пейзажей. Его работы экспонировались на выставках русской живописи во Франции.
Родился 13 января 1927 года в станице Старокорсунской Краснодарского края в простой рабочей семье, чьи корни были глубоко связаны с кубанской землей. В 1931 году семья перебралась в Нальчик, где будущий художник провел свои детские и юношеские годы, окончив местную среднюю школу на фоне сложного военного времени. Его художественное образование началось в 1943 году в Тбилисской Академии художеств, однако уже спустя год судьба привела его в Ленинград - культурную столицу страны, где он перевелся в знаменитый Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
В стенах института, переживавшего послеблокадное возрождение, Харченко сформировался как художник под руководством таких мастеров, как Михаил Бернштейн, Генрих Павловский и Александр Зайцев. В 1945 году произошло важное личное событие - брак с выпускницей архитектурного факультета Раисой Степановной Плетнёвой. В 1950 году он блестяще окончил институт по мастерской профессора Бориса Иогансона, защитив дипломную работу "И. В. Сталин в подпольной типографии", которая была удостоена первой премии Художественного фонда СССР. Этот успех открыл перед молодым художником двери в профессиональное сообщество - в том же году он был принят в члены Ленинградского Союза советских художников.
Продолжив образование в аспирантуре в 1950-1952 годах, Харченко начал преподавать в альма-матер, посвятив педагогической деятельности многие последующие годы. Художник ушел из жизни 21 февраля 1985 года в Ленинграде.
Творческий путь Бориса Харченко представляет собой яркий пример верности принципам ленинградской школы живописи. Уже в ранних работах, таких как "Украинский пейзаж" (1949) и "Пляж на Волге" (1951), проявились характерные черты его стиля - насыщенный колорит, внимание к световоздушной среде и тонкое понимание пространственных отношений. Особое место в его творчестве заняла портретная галерея современников, созданная в 1950-е годы. В "Портрете конюха колхоза „Свобода“ Андреева" (1954) и других работах этого периода художник демонстрирует глубокий психологизм и уважение к личности простого труженика.
Значительную часть наследия Харченко составляют произведения, созданные во время творческих поездок по стране. Работы "Караван-Сарай" и "Самарканд. Улица" (обе 1955) отражают его увлечение восточной тематикой, передавая особую атмосферу среднеазиатских городов. В картинах "Донбасс. 1905-й год" и "Молодёжь Донбасса после смены" (обе 1960) проявился его интерес к индустриальной теме, которую он раскрывал через призму человеческих судеб.
Особого внимания заслуживает работа "Автопортрет с моделью" (1959), в которой художник размышляет о природе творчества и взаимоотношениях художника и натуры. В поздний период творчества, в 1960-1970-е годы, в его работах, таких как "Мать. Дагестан" (1964), усиливается монументальность образов и декоративная выразительность цветового решения.
Признание пришло к художнику не только на родине - в 1989-1992 годах его работы с успехом экспонировались на выставках и аукционах русской живописи L'Ecole de Leningrad во Франции, что свидетельствует о его принадлежности к кругу мастеров, определивших лицо ленинградской художественной школы второй половины XX века. Произведения Бориса Харченко хранятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.