18 апреля 1926г - 3 августа 2005г
Ростовская область, Новочеркасск
Советский философ, создатель оригинальной "философии небытия". Автор фундаментальных трудов по истории античной философии, включая "Курс лекций по древней философии". Исследователь генезиса философского знания.
Арсений Чанышев родился 18 апреля 1926 года в Новочеркасске в семье, чья судьба отразила трагические противоречия эпохи. Его отец, Тихон Николаевич Никитин, занимал высокое духовное положение — будучи обновленческим архиепископом Верхнедонским и Новочеркасским, он в 1931 году покаялся и был принят в Русскую православную церковь, где продолжил служение в сане епископа, а затем архиепископа. Однако в разгар большого террора, 2 декабря 1937 года, он был арестован и расстрелян, оставив юного Арсения на попечении матери, Александры Иоакинфиевны Чанышевой.
Это раннее столкновение с государственной машиной репрессий глубоко повлияло на формирование мировоззрения будущего философа. Несмотря на сложные жизненные обстоятельства, Арсений проявил выдающиеся способности к гуманитарным наукам и в 1952 году успешно окончил философский факультет МГУ. Продолжив образование в аспирантуре по кафедре истории зарубежной философии, он с 1955 года начал преподавать на родном факультете, специализируясь на истории древней философии и читая специальный курс по философии Аристотеля.
В 1956 году Чанышев защитил кандидатскую диссертацию на тему "Реакционная сущность философии и социологии современного американского протестантизма", однако его истинные философские интересы лежали в иной плоскости. Знаковым событием в его биографии стало знакомство в апреле 1965 года с участниками молодёжной литературной группы "СМОГ". Несмотря на то, что как партийный групорг он получил указание "нейтрализовать" информацию о предстоящем митинге смогистов, Чанышев, познакомившись с их творчеством, ощутил духовную близость с этими свободомыслящими молодыми людьми и вскоре стал почётным членом группы, получив членский билет за номером 52.
В 1983 году Чанышев защитил докторскую диссертацию "Генезис философии и её ранние формы", а в 1991 году получил звание профессора. Его личная жизнь отличалась сложностью — он был женат пять раз, оставив после себя двух сыновей, Александра и Арсения, и внучку Дарью. Умер философ в Москве, похоронен на Долгопрудненском кладбище.
Центральное место в его работе занимает созданная им оригинальная "философия небытия", изложенная в знаменитом "Трактате о небытии". В этой работе Чанышев развивал парадоксальную на первый взгляд концепцию о первичности и абсолютности небытия и вторичности, относительности бытия. Его знаменитый тезис "Бытие не имеет основания в самом себе. Основание Бытия в Небытии. Бытие вторично — Бытие есть небытие Небытия" стал своеобразным манифестом его философской системы.
Чанышев разработал собственную теорию происхождения философии как особого вида знания, подробно исследовав проблему генезиса философского мышления и его отличия от дофилософских форм сознания. В своих трудах "Ионийская философия" (1966), "Эгейская предфилософия" (1970), "Италийская философия" (1975) и "Начало философии" (1982) он тщательно анализировал протофилософские, про-философские и парафилософские особенности древнекитайской, древнеиндийской и древнегреческо-римской философской традиции.
Особого внимания заслуживает его фундаментальный "Курс лекций по древней философии" (1981), который стал настольной книгой для нескольких поколений студентов-философов. В этом труде Чанышев не только систематизировал историко-философский материал, но и предложил собственную методологию понимания античной мысли. Не менее значимой стала его монография "Аристотель" (1981, дополненное издание 1987), в которой он представил глубокую интерпретацию наследия Стагирита, демонстрируя блестящее знание первоисточников и тонкое понимание историко-философского контекста.
В поздний период творчества Чанышев опубликовал автобиографические работы "Моя жизнь" (2010) и "Исповедь одной истерзанной души" (2011), в которых философские размышления переплетаются с личными переживаниями и размышлениями о судьбе интеллигенции в советскую эпоху.