Швецов Аркадий Дмитриевич

Швецов Аркадий Дмитриевич - российский инженер, конструктор

24 января 1892г - 19 марта 1953г

Свердловская область, Нижнесергинский район, Нижние Серги

Инженер, Конструктор

Советский конструктор авиационных двигателей, генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (1948), доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1942), четырежды лауреат Сталинской премии. Основатель и первый генеральный конструктор пермской школы моторостроения, создатель легендарной серии поршневых двигателей воздушного охлаждения, которые стали "рабочими лошадками" советской авиации в предвоенный период, в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные десятилетия.

Биография

Родился в рабочем посёлке Нижне-Сергинского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии (ныне город Нижние Серги Свердловской области) в семье учителя уездного училища. Получив начальное образование, в 1904 году поступил в Пермское Алексеевское реальное училище, которое окончил в 1909 году. Его путь в авиацию начался не с конструкторской деятельности, а с рабочей профессии: во время Первой мировой войны он трудился токарем на московском заводе "Динамо". Однако фундаментальное инженерное образование, полученное в Императорском Московском техническом училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана), которое он окончил в 1921 году, определило его дальнейшую судьбу. Уже с 1922 года Швецов возглавил конструкторское бюро московского завода "Мотор", где под его началом был создан первый в СССР серийный авиадвигатель воздушного охлаждения — знаменитый пятицилиндровый М-11 (1926). Этот надёжный, простой в производстве и эксплуатации мотор на протяжении четверти века устанавливался на учебные и лёгкие самолёты (У-2 (По-2), УТ-2, Як-18 и др.), став настоящим долгожителем в истории авиации.

В 1931 году Аркадий Дмитриевич был направлен в длительную командировку в США на заводы компании "Curtiss-Wright" для изучения передового опыта. Эта поездка имела стратегическое значение. В 1934 году СССР приобрёл лицензию на производство американского двигателя Wright R-1820 "Cyclone", а для его освоения в Перми был построен новый моторный завод № 19. Техническим директором и главным конструктором завода был назначен А.Д. Швецов. Под его руководством лицензионный мотор не просто был освоен (под индексом М-25), но и серьёзно доработан и улучшен, что положило начало целому семейству отечественных двигателей. В 1939 году конструкторский отдел завода был преобразован в отдельное Опытное конструкторское бюро № 19 (ОКБ-19), бессменным руководителем которого Швецов оставался до конца жизни.

Под его непосредственным руководством в период с 1934 по 1953 год было создано семейство поршневых звездообразных двигателей воздушного охлаждения, которые стали основой мощи советских ВВС. Среди них — АШ-62 (развитие М-25) для транспортной и пассажирской авиации (Ан-2, Ли-2), и, что особенно важно, моторы серии АШ-82. Двигатель АШ-82, созданный в 1941 году и его последующая форсированная модификация АШ-82ФН (1943) с непосредственным впрыском топлива, стали одними из лучших авиамоторов Второй мировой войны. Они устанавливались на истребители Ла-5 и Ла-7, бомбардировщики Ту-2, что во многом определило их высокие лётные характеристики. За создание этих двигателей Швецов был удостоен Сталинских премий и высших государственных наград.

В послевоенные годы под руководством генерального конструктора (звание присвоено в 1947 году) велась работа над ещё более мощными и сложными силовыми установками, такими как 28-цилиндровый четырёхрядный АШ-2ТК (4000 л.с.) и комбинированный турбопоршневой АШ-2К (4500 л.с.), а также над двигателями для реактивной эры, включая турбовинтовые. Аркадий Дмитриевич вёл большую научную и педагогическую работу, был депутатом Верховного Совета СССР двух созывов (1946–1954).

Скончался А.Д. Швецов в Москве 19 марта 1953 года, в один день с И.В. Сталиным, поэтому его кончина осталась почти незамеченной широкой общественностью. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его имя увековечено в Перми, где именем Швецова названы Авиационный техникум и улица, а также на родине конструктора, в Нижних Сергах, где ему установлен памятник.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(