12 марта 1939г - 12 апреля 1980г
Ивановская область, Ивановский район, Иваново
Советский музыкант и певец. Прославился благодаря магнитиздату, создав серию легендарных записей в жанре "театр у микрофона". В его творчестве органично сочетались блатные песни, уличные романсы, одесский фольклор и джазовые импровизации. Исполняя как традиционные, так и авторские произведения, Северный выработал уникальный стиль с яркой актёрской подачей. Его наследие остаётся эталоном неподцензурной эстрады 1970-х годов.
Аркадий Северный (настоящее имя — Аркадий Дмитриевич Звездин) родился в Иваново, в многодетной и дружной семье. Его отец, Дмитрий Иосифович, прошедший войну политработником и дослужившийся до звания лейтенанта, занимал руководящую должность в городе, а мать, Елена Макаровна, посвятила себя воспитанию детей — у Аркадия были сестра Людмила и три брата: Валентин, Лев и Михаил.
После окончания в 1956 году ивановской средней школы № 25 юноша отправился в Ленинград, где поступил в Лесотехническую академию им. С. М. Кирова. Годы учебы он провел в студенческом общежитии на Песочной улице, осваивая на военной кафедре профессию штурмана. Изначально выбрав лесоинженерный факультет, Аркадий после третьего курса перевелся на планово-экономический, который и окончил в 1965 году.
Получив диплом, Звездин устроился экономистом в ленинградскую контору объединения "Экспортлес". Непродолжительный армейский период в 1968–1969 годах он провел в звании лейтенанта ВВС, служа в вертолетном полку под Ленинградом. Позже, склонный к мистификациям, он сам пустил слух о том, будто проходил службу в небе Вьетнама.
Пик творческой активности Аркадия Северного пришелся на 1972–1980 годы, когда было создано большинство его легендарных записей. Его жизнь трагически оборвалась 12 апреля 1980 года в Ленинграде. В возрасте 41 года он скончался в больнице им. Мечникова от инсульта, развившегося на фоне тяжелой пневмонии, дистрофии и гипертонии.
Творческий путь Аркадия Северного начался в годы его учебы в Лесотехнической академии. Его скептическое отношение к советской системе сблизило его с ленинградской богемой — стилягами, фарцовщиками и, что важнее всего, с коллекционерами запрещенной музыки. Ключевой фигурой стал студент-кораблестроитель Рудольф Фукс, который, случайно услышав пение Звездина, загорелся идеей его записать. Летом 1963 года состоялась первая домашняя запись с ансамблем, где в духе времени исполнялись и блатные песни. Именно тогда и родился знаменитый псевдоним — "Северный".
Расцвет его творчества пришелся на 1970-е годы. В 1972 году Фукс, вновь встретивший Северного, организовал запись сценарной "литературно-музыкальной композиции" с одесскими песнями и анекдотами, известную как "Программа для Госконцерта. Эта запись мгновенно стала сенсацией в магнитофонном самиздате, разойдясь по всему СССР. Фукс, по сути, создал новый жанр — "театр у микрофона", выпустив еще несколько "одесских программ. Параллельно в 1972-74 гг. Северный создал более 20 сольных гитарных концертов, включавших уличную лирику, романсы и даже скабрёзную поэму "Лука Мудищев".
С 1974 года началась эпоха оркестровых записей. Легендарный "Первый одесский концерт, записанный в 1975 году с ансамблем в актовом зале "Ленпроекта, стал настоящим народным хитом. Тогда же судьба свела певца с коллекционером Дмитрием Калятиным, у которого Северный прожил около полутора лет, записав множество камерных гитарных альбомов. В 1976 году его записи вышли с такими ансамблями, как "Братья Жемчужные, "Четыре брата и лопата и "Крёстные отцы". Однако в этот же период обострилась его алкогольная зависимость, а образ жизни окончательно сформировался как богемный и маргинальный.
В 1977 году Северный, оказавшись в центре скандала с исчезновением записей, покинул Ленинград и отправился в своеобразные "гастроли" по стране. В Киеве и Одессе были созданы знаковые записи с ансамблями Григория Бальбера и "Черноморская чайка, включая классический концерт "Тётя Шура. Несмотря на попытки лечения, его здоровье неуклонно ухудшалось. Вернувшись в Ленинград, он записал несколько концертов с "Братьями Жемчужными" на стихи поэта-самоучки Владимира Раменского, что ознаменовало переход от фольклора к авторской песне.
К концу 1970-х Северный стал уникальной фигурой советского андеграунда — профессиональным певцом без паспорта, прописки и официального места работы, свободно разъезжавшим по стране с нелегальными концертами. Его последние записи были сделаны в 1979-80 годах в Тихорецке, Ростове-на-Дону и Москве. Последний прижизненный ленинградский концерт, "Олимпийский" или "Трезвость, был записан с "Братьями Жемчужными в феврале 1980 года.
Память о Северном жива до сих пор. В 2013 году на одном из ленинградских домов была установлена мемориальная доска, а в 2016 году на территории крематория, где первоначальный прах был утрачен при загадочных обстоятельствах, был установлен новый памятник-кенотаф. В 2019 году энтузиасты продолжили эту традицию, установив еще одну памятную табличку.