28 октября 1759г - 5 марта 1814г
Пермский край, Усольский район, Усолье
Русский архитектор, создатель Казанского собора с гениальной колоннадой и здания Горного института в Петербурге. Работал над интерьерами Павловска и Строгановского дворца, создал знаменитые "вазы Воронихина".
Андрей Воронихин родился в 1759 году в семье крепостных крестьян, принадлежавших знаменитому роду Строгановых. Его необыкновенный путь от крепостного до придворного архитектора представляет собой уникальное явление в истории русского искусства. С ранних лет проявившиеся художественные способности юного Андрея привлекли внимание просвещенного мецената графа Александра Сергеевича Строганова, разглядевшего в мальчике незаурядный талант.
Получив начальное образование в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова, Воронихин в 1777 году был направлен для продолжения обучения в Москву, где работал под руководством великих зодчих Василия Баженова и Матвея Казакова. Этот период стал для него настоящей школой мастерства, где он постигал азы архитектурного искусства и занимался росписью фресок в Троице-Сергиевой лавре. Переезд в Санкт-Петербург в 1779 году открыл новые горизонты — молодой художник поселился в Строгановском дворце, где занимался созданием чертежей и рисунков для семьи своего покровителя.
Важнейшим этапом в становлении Воронихина как архитектора стало пятилетнее путешествие по России, Франции и Швейцарии в 1786-1790 годах, которое он совершил в сопровождении молодого Павла Строганова и его воспитателя Шарля Ромма. За границей он углубленно изучал не только архитектуру и живопись, но и естественные науки, математику и механику. Однако революционные события во Франции вынудили его досрочно вернуться на родину по приказу императрицы Екатерины II.
В 1797 году Воронихин получил звание академика перспективной живописи за картину "Вид Строгановской дачи", а в 1800 году был удостоен звания архитектора. Вершиной официального признания стало присвоение ему в 1802 году звания профессора архитектуры. Скончался зодчий 21 февраля (5 марта) 1814 года в Санкт-Петербурге.
Его творческий путь начался с работы над интерьерами Строгановского дворца в Петербурге, где он создал великолепный вестибюль с мощными колоннами, напоминающими античные храмы Пестума, Картинную галерею и уникальный "Минеральный кабинет" с куполом и верхней галереей.
Подлинным шедевром зодчего стал Казанский собор в Санкт-Петербурге (1801-1811), строительство которого стало поворотным моментом в его карьере. Гениальное решение Воронихина — полуциркульная колоннада из 96 колонн, обращенная к Невскому проспекту, — позволило архитектору блестяще разрешить противоречие между церковным каноном, требовавшим размещения входа с запада, и градостроительной необходимостью. Новаторскими стали и монументальные порталы, выполняющие функцию боковых проездов, прочность которых архитектору пришлось доказывать перед скептически настроенной комиссией во главе с Иваном Старовым.
Не менее значительным творением Воронихина стало здание Горного института (1806-1811), где он вдохновлялся архаической мощью древнегреческой архитектуры. Двенадцатиколонный дорический портик, дополненный скульптурными группами "Поединок Геракла с Антеем" и "Похищение Прозерпины", создал монументальный образ, отлично соответствующий назначению здания.
Особое место в творчестве зодчего заняла работа в Павловске, где после пожара 1803 года он стал главным архитектором. Им были созданы изящный кабинет "Фонарик" с застекленной полуротондой, восстановлен Египетский павильон, построен деревянный Розовый павильон, ставший местом торжественной встречи Александра I после победы над Наполеоном. Парковые сооружения Павловска — мосты, украшенные скульптурами кентавров и вазонами, — демонстрируют тонкое понимание Воронихиным законов гармоничного сочетания архитектуры и природы.
Значителен вклад архитектора и в декоративно-прикладное искусство. С 1804 года он работал рисовальщиком на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах, создавая эскизы изделий, вошедших в историю как "вазы Воронихина". Его мебельные дизайны, отличающиеся изысканной простотой и элегантностью, стали образцами русского классицизма.
Творчество Андрея Воронихина, отмеченное орденами Святого Владимира и Святой Анны, оказало огромное влияние на развитие русской архитектуры, а его ученики — Михаил Коринфский, Алексей Павлов и другие — продолжили традиции, заложенные великим зодчим.