4 апреля 1932г - 29 декабря 1986г
Костромская область, Кадыйский район, Завражье
Советский кинорежиссёр.
Андрей Тарковский родился в селе Завражье на территории нынешней Костромской области на северо-западе России, в семье поэта и переводчика Арсения Тарковского и Марии Ивановны Вишняковой. Его дед, Александр Тарковский, был польским дворянином, работавшим в банковской сфере в России. После развода родителей в 1936 году Тарковский рос с матерью и бабушкой. Во время Второй мировой войны семья жила в небольшом городке Юрьевец, а в 1944 году переехала в Москву. Его художественный талант проявился в раннем возрасте и поощрялся матерью. В 1950-х годах он сначала изучал музыку, живопись, скульптуру, востоковедение и геологию, а в 1954 году поступил во ВГИК в Москве, где его преподавателем был режиссер Михаил Ромм.
Тарковский окончил ВГИК в 1961 году. Его последней работой стал фильм "Каток и скрипка", в котором уже проявилась его индивидуальность, но который он сам никогда не считал частью своего творчества.
Его первый полнометражный художественный фильм "Иваново детство" вышел на экраны в 1962 году и в одночасье сделал Тарковского знаменитым. Произведение основано на повести "Иван" русского и советского прозаика Владимира Богомолова и описывает военные переживания двенадцатилетнего мальчика. Фильм получил "Золотого льва" на Венецианском международном кинофестивале 1962 года и премию "Золотые ворота" за лучшую режиссуру на кинофестивале в Сан-Франциско. Съемки фильма "Андрей Рублев" начались в 1964 году. После жесткой критики со стороны государства фильм был показан в сильно сокращенной и подвергнутой цензуре версии только на Каннском кинофестивале в 1969 году. В Советском Союзе он вышел в прокат только в 1973 году. В 1972 году на экраны вышел "Солярис" — экранизация одноименного научно-фантастического романа Станислава Лема. В фильме 1975 года "Шпигель" есть сильные автобиографические элементы. "Сталкер" был создан в период с 1974 по 1979 год как вольная адаптация научно-фантастического романа "Пикник на обочине" Бориса и Аркадия Стругацких. "Сталкер" — последний фильм Тарковского, снятый в Советском Союзе.
В 1970 году он женился на ассистенте режиссера Ларисе Егоркиной, которая уже работала с Тарковским в 1964 году на съемках фильма "Андрей Рублев".
У Тарковского было слабое здоровье, он перенес несколько сердечных приступов. В 1982 году покинул Советский Союз, чтобы снимать фильм в Италии. Так в 1983 году родилась "Ностальгия". На Каннском кинофестивале 1983 года "Ностальгия" получила приз Экуменического жюри и приз ФИПРЕССИ. Тарковский разделил награду за режиссуру с Робером Брессоном, а Орсон Уэллс произнес хвалебную речь в адрес обоих режиссеров.
Тарковский не вернулся в Советский Союз, поскольку опасался, что после возвращения не сможет больше работать как художник. Хотя он подчеркивал, что у него нет конфликта с правительством, СССР, как это было принято в то время, запретил четырнадцатилетнему сыну Тарковского и его матери покидать страну, пытаясь заставить его вернуться. Лишь незадолго до смерти сыну разрешили снова увидеть отца. Впоследствии Тарковский жил в Париже, Лондоне и Берлине, где был стипендиатом Германской службы академических обменов (DAAD). В 1985 году он опубликовал книгу "Запечатанное время", в которой изложил свои основные мысли об эстетике и поэтике кино. В 1985 году его последний фильм "Жертвоприношение" был снят в Швеции и получил приз жюри на Каннском кинофестивале. Когда в то время произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС, худшие кошмары Тарковского стали реальностью. К этому моменту он уже был серьезно болен, и его лечение в Париже было слишком запоздалым. Ему уже не удалось осуществить свой замысел снять фильм "Гофманиана" о последних днях жизни Э. Т. А. Гофмана в Берлине.
Тарковский умер от рака в Париже 29 декабря 1986 года в возрасте 54 лет. Он покоится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа в департаменте Эссон (Иль-де-Франс) недалеко от Парижа рядом со своей давней помощницей и второй женой Ларисой Тарковской.
После его смерти Лариса Тарковская посвятила себя сохранению наследия Тарковского, активно участвуя в создании Международного института Андрея-Тарковского в Париже и публикации его произведений. Вскоре после завершения биографии "Андрей Тарковский", опубликованной издательством "Кальман-Леви", Лариса Тарковская скончалась 19 января 1998 года в возрасте 64 лет в Нейи-сюр-Сен недалеко от Парижа.
Во время учебы в киношколе Тарковский увлекался творчеством Бунюэля, Бергмана, Феллини и неореализмом послевоенного итальянского и французского кино. Помимо автобиографических элементов (в некоторых фильмах звучат стихи отца), особый стиль Тарковского формируют прежде всего постоянно повторяющиеся особые визуальные мотивы.
Фильмы Тарковского характеризуются очень спокойным, часто почти статичным визуальным языком. Основное внимание уделяется не конкретной последовательности событий, а созданию настроения посредством образов. Тарковский пишет в "Запечатанном времени", что его фильмы должны общаться со зрителем не "через четко излагаемое содержание", а скорее "реанимировать основные психологические состояния", которые являются общезначимыми и, следовательно, могут быть поняты зрителем, если получатель достаточно эмоционально открыт. "Логика поэтического" ему "ближе, чем традиционная драматургия" и чистая "цепочка событий", поскольку последняя основана на "упрощении сложной реальности жизни".
Только "поэтическая связь создает большую эмоциональность и активизирует зрителя". Тарковский был очарован "ржавчиной вещей, магией старины, печатью/патиной времени", что также отражено в визуальном языке его фильмов, таких как, например: промышленные руины в "Сталкере" или остатки готического священного здания в "Ностальгии". Эти элементы неоднократно накладываются на впечатляющие образы природы, такие как: например, березовый лес в детстве Ивана, луга и леса Зоны в "Сталкере" или повторяющийся мотив воды. Тем не менее, эти кинематографические образы не следует понимать как конкретные символы. Сам Тарковский пишет: "Ни в одном из моих фильмов ничего не символизируется. […] Символ лишь тогда является истинным символом, когда его значение неисчерпаемо и безгранично".
Саундтрек ко многим его фильмам был написан Эдуардом Артемьевым и записан на первом советском синтезаторе. Центральное место занимают классические, в основном духовные произведения, особенно Иоганна Себастьяна Баха.
Хотя Тарковский был известен за рубежом, на родине ему было отказано в официальном признании. Фильмы Тарковского могли быть выпущены в прокат в Советском Союзе только вопреки сильному сопротивлению властей. Однако большинство из них регулярно получали награды на международных кинофестивалях, несмотря на протесты официальных советских представителей.
Благодаря своей любви к экспериментам и захватывающей природе своих фильмов Тарковский снискал огромное признание среди кинематографистов и режиссеров по всему миру. Ингмар Бергман сказал о нем: "Для меня Тарковский — самый важный, потому что он нашел язык, который соответствует сути кино: жизнь как сон".
В 1988 году его именем был назван астероид (3345) Тарковский, открытый 23 декабря 1982 года.
С 1982 года берлинский кинотеатр "Арсенал" ежегодно проводит летнюю ретроспективу фильмов Андрея Тарковского, включающую все его кинематографическое творчество с 1987 года.
В 2002 году Центр Помпиду почтил память Тарковского, которому в том году исполнилось бы семьдесят лет, масштабной ретроспективой. В двадцатую годовщину его смерти в 2006 году мэрия Парижа и Институт Андрея-Тарковского установили памятную доску на доме на улице Пюви-де-Шаванн (№ 10), где Тарковский жил в последний раз.
Ему посвящен фильм "Антихрист" 2009 года датского режиссера Ларса фон Триера. Кроме того, Ларс фон Триер неоднократно называл Тарковского своим важнейшим образцом для подражания, а фильм "Солярис" — одним из важнейших источников вдохновения.