29 августа 1903г - 16 января 1976г
Нижегородская область, Нижний Новгород
Советский характерный актёр, заслуженный артист РСФСР. Легендарный "мастер отрицательных ролей", создавший за полвека в кино галерею ярких антагонистов: от офицеров и шпионов ("Молодая гвардия", "Встреча на Эльбе") до сказочных злодеев (Нушрок, Магрибский колдун, Чёрный мудрец).
Родился в семье с яркой политической и интеллектуальной биографией. Его отец, Андрей Юльевич Фейт, врач по профессии, был видным деятелем партии эсеров, неоднократно подвергавшимся арестам и ссылкам. Мать, Анна Николаевна, разделяла судьбу мужа. В 1905 году, спасаясь от преследований, семья эмигрировала во Францию, где прошло детство Андрея. Он получил образование в русском лицее под Парижем, а его отец во время Первой мировой войны добровольно служил врачом на Верденском фронте, за что был награждён французским Военным крестом. В Москву семья вернулась после революции 1917 года.
Ещё в юности Андрей проявил разносторонние артистические наклонности. В начале 1920-х годов он был одним из создателей и активным участником авангардного Камерного кружка свободного искусства ("Ке-Ке-Си"), где писал стихи, музыку, рисовал и играл. Там же он познакомился с имажинистами, включая Сергея Есенина. Издание собственного поэтического сборника "Каскады страсти" и участие в постановке пьесы "Ковчег великолепных дегенератов" окончательно убедили его в выборе актёрской профессии. Параллельно он получил инженерное образование, окончив Институт воздушного флота, что, возможно, повлияло на его дисциплинированность и техническую точность в работе на съёмочной площадке. Профессиональную актёрскую подготовку он завершил в Государственном институте кинематографии, который окончил в 1927 году.
В кино Андрей Файт дебютировал в 1924 году в драме "Особняк Голубиных" и с тех пор снялся почти в ста фильмах, став одним из самых узнаваемых характерных актёров советского экрана. Благодаря аристократической внешности, безупречным манерам и выразительному, чуть надменному взгляду он практически с первых ролей стал востребован в амплуа врага, шпиона или представителя враждебного класса. Он сыграл офицера в легендарном "Броненосце „Потёмкин“" (1925), князя Ольшанского в "Крытом фургоне" (1928), прусского офицера в "Пышке" (1934), подполковника Скуратова в приключенческой ленте "Тринадцать" (1936). В военные и послевоенные годы эта галерея пополнилась образами немецких офицеров, абверовцев и диверсантов ("Молодая гвардия", 1948; "Встреча на Эльбе", 1949). Несмотря на типологическую схожесть ролей, Файт всегда находил в них психологические нюансы, создавая не картонных злодеев, а живых, убедительных персонажей, наделённых интеллектом и волей.
Особую страницу в его творчестве составляют роли в детских фильмах и сказках, где его талант характерного актёра раскрылся в полной мере. Он стал эталонным исполнителем ролей коварных магов и колдунов: Нушрока в "Королевстве кривых зеркал" (1963), Магрибского колдуна в "Волшебной лампе Аладдина" (1966), Чёрного мудреца в "Огне, воде и… медных трубах" (1967). Не менее памятны его работы в комедиях: продавец лотерейных билетов и таинственный посетитель ресторана в "Бриллиантовой руке" (1968), слепой пират Пью в телефильме "Остров сокровищ" (1971), аббат в "Сказе про то, как царь Пётр арапа женил" (1976).
Актёр до глубоких лет сохранял прекрасную физическую форму и часто выполнял трюки самостоятельно. Подлинным творческим вызовом и одной из самых значимых для себя ролей он считал главную положительную роль мастера-гончара Болотникова в телефильме "Гончарный круг" (1973), будучи признателен режиссёру за "режиссёрское мужество", позволившее ему выйти за рамки привычного амплуа.
Андрей Андреевич Файт скончался в Москве в январе 1976 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.