24 ноября 1934г - 3 августа 1998г
Саратовская область, Энгельсский район, Энгельс
Один из самых значительных и исполняемых композиторов второй половины XX века, чья музыка стала мостом между культурами и эпохами. Его творчество, отмеченное глубоким философским содержанием и новаторским языком, оказало огромное влияние на современное музыкальное искусство.
Родился 24 ноября 1934 года в Энгельсе (бывший Покровск) в уникальной еврейско-немецкой семье. Его предки-немцы прибыли в Поволжье ещё при Екатерине II, а еврейские корни уходили в Прибалтику и Германию. Родители говорили между собой по-немецки, и этот язык стал для Альфреда первым, хотя позднее он обращался к матери по-немецки, а к отцу — по-русски. Это двуязычие во многом определило его особое восприятие мира как диалога культур.
Музыкальная судьба Шнитке неожиданно начала складываться в Вене, куда его отца, журналиста и переводчика, командировали после войны. Именно там в 1946 году юный Альфред начал систематическое музыкальное образование, погрузившись в атмосферу европейской культурной традиции.
После возвращения в СССР семья поселилась в подмосковной Валентиновке. В 1949 году Шнитке поступил в Музыкальное училище имени Октябрьской революции, которое окончил с отличием в 1953 году. Его путь продолжился в Московской консерватории, где он учился композиции у Евгения Голубева — блестящего педагога и последователя традиций Мясковского.
С 1961 года Шнитке начал преподавать в консерватории инструментовку и чтение партитур. Параллельно активно работал в кино, создав музыку более чем к 60 фильмам, и экспериментировал в первой советской студии электронной музыки.
Шнитке разработал уникальный композиторский метод — полистилистику, где свободно соединялись элементы разных эпох, стилей и культур. Его наследие включает 4 оперы, 3 балета, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленные камерные и хоровые сочинения. Каждое произведение становилось философским высказыванием, исследующим вечные вопросы бытия.
В 48 лет Шнитке принял католичество, но сохранил глубокую связь с православием. Его духовный поиск отразился в масштабных произведениях на религиозные темы. Жизнь композитора была отмечена тяжелейшими испытаниями — четырьмя инсультами, первый из которых в 1985 году трижды приводил к клинической смерти. Но каждый раз он возвращался к творчеству, продолжая сочинять даже когда мог писать только левой рукой.
В 1990 году Шнитке с женой получили немецкое гражданство, не отказываясь от советского, и переехали в Гамбург, где он преподавал в Высшей школе музыки. Но Россию он всегда считал своей духовной родиной. Даже после самого тяжелого инсульта в 1994 году, лишившего его речи и подвижности правой стороны тела, он продолжал работать.
Скончался 3 августа 1998 года в Гамбурге, но был отпет в московском храме Иоанна Воина и похоронен на Новодевичьем кладбище
В 1987 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а также его избрали членом Шведской королевской музыкальной академии — это стало признанием его международного авторитета.
За музыку к фильмам он был удостоен нескольких значимых премий: в 1989 году получил "Нику" за работу над картиной "Комиссар", а в 2012 году посмертно — "Золотого орла" за музыку к фильму "Мастер и Маргарита".
Особого внимания заслуживает Государственная премия РСФСР имени Крупской, которую ему присудили в 1986 году за прекрасную музыку к мультипликационной трилогии студии "Союзмультфильм".
В 1990 году Шнитке был удостоен Ленинской премии, но отказался от неё по этическим соображениям — этот поступок характеризует его как принципиального и глубоко порядочного человека.
Международное признание выразилось в награждении орденом Большого креста со звездой ФРГ в 1994 году. А в 1995 году он стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации — высшей творческой награды страны.