28 марта 1824г - 7 ноября 1896г
Ленинградская область, Тосненский район, Померанье
Русский художник-маринист, мастер батальной живописи, чьё творчество стало связующим звеном между традициями русского романтизма и зарождающимся реализмом. Его наследие уникально не только художественными достижениями, но и просветительской деятельностью.
Внук писателя Александра Радищева, Боголюбов родился в семье помещика в Новгородской губернии. Рано оставшись без отца, он был определён в Морской кадетский корпус, который окончил в звании мичмана в 1841 году. Служба во флоте стала решающей для его творческого становления — именно во время плаваний он начал серьёзно заниматься живописью. Судьбоносной встречей стало знакомство с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, который, увидев работы молодого офицера, настоятельно рекомендовал ему посвятить себя искусству.
В 1850 году Боголюбов поступил в Императорскую Академию художеств, где обучался у М. Н. Воробьёва и Б. П. Виллевальде. Уже в годы учёбы он проявил себя как талантливый маринист, получив золотые медали за работы "Вид Смольного монастыря с Охты" и "Бой брига "Меркурия" с двумя турецкими кораблями".
Окончив Академию с большой золотой медалью, Боголюбов был назначен художником Главного морского штаба и семь лет провёл в Европе, совершенствуя мастерство. Он работал в Женеве у Александра Калама, в Париже у Эжена Изабе, учился у знаменитого немецкого мариниста Андреаса Ахенбаха. Эти годы сформировали его уникальный стиль, сочетающий точность документалиста с поэтичностью восприятия морской стихии.
Особое место в творчестве Боголюбова заняла работа над историей российского флота. По заказу императора Александра II он создал серию картин, посвящённых флоту Петра Великого, включая знаменитые полотна "Синопское сражение" и "Кермес в Амстердаме".
Боголюбов внёс значительный вклад в развитие отечественной гидрографии. Под руководством капитана Ивашенцева он работал над созданием атласов берегов Каспийского моря и Финского залива, совмещая научную точность с художественным мастерством. Его иллюстрации к путеводителю "Волга от Твери до Астрахани" стали классикой русского пейзажа.
Художник проявил себя и как выдающийся общественный деятель. В 1885 году он основал в Саратове первый в России провинциальный художественный музей имени Радищева, передав в его коллекцию значительную часть своих работ. Боголюбов также сыграл важную роль в защите свободы творчества — именно его ходатайство помогло снять запрет с знаменитой картины Репина "Иван Грозный и сын его Иван".
Последние годы жизни Боголюбов провёл в Париже, где основал Общество взаимного вспомоществования русским художникам. Скончался в 1896 году, был похоронен в Санкт-Петербурге.
Его произведения хранятся в ведущих музеях России, включая Третьяковскую галерею ("Золотой Рог", "Устье Невы"), а в московском особняке художника ныне располагается Библиотека искусств его имени. Творчество Боголюбова остаётся эталоном маринистической живописи, сочетающим историческую достоверность с поэтическим восприятием морской стихии.