24 мая 1954г - 3 апреля 2009г
Приморский край, Ольгинский район, Ольга
Русский поэт, эссеист, переводчик, одна из центральных фигур литературного андеграунда 1980-х годов, стоявший у истоков поэтического направления, получившего в критике название "метареализм". Лауреат премии Андрея Белого (1987), один из основателей влиятельного журнала "Комментарии".
Алексей Парщиков (настоящая фамилия — Рейдерман) родился 24 мая 1954 года в Ольгинском районе Приморского края. Его появление на свет было связано с драматическими обстоятельствами семьи: отец, военный врач Максим Исаакович Рейдерман, был отозван из аспирантуры и направлен в отдалённую часть на Дальнем Востоке в период печально известного "дела врачей". После реабилитации и демобилизации отца семья вернулась в Киев, а в 1961 году осела в Донецке (тогда — Сталино). Именно здесь прошли школьные годы будущего поэта, здесь же, в 1970 году, он начал писать стихи.
После школы он непродолжительное время учился в Киевской сельскохозяйственной академии, но истинное призвание привело его в Москву, в Литературный институт имени А. М. Горького, который он окончил в 1981 году. Годы учёбы в Литинституте стали судьбоносными: здесь он познакомился с поэтом и философом Константином Кедровым, который стал его учителем и идейным вдохновителем, а также со своими сверстниками — Александром Ерёменко и Иваном Ждановым. Вместе они сформировали ядро нового поэтического кружка, чьи эстетические поиски радикально отличались от официальной советской поэзии и уже зарождающегося московского концептуализма.
В 1991 году, в период социальных потрясений, Парщиков эмигрировал в США. В 1993 году он получил степень магистра искусств в Стэнфордском университете, защитив работу о поэзии Дмитрия Пригова. Однако академическая карьера не стала его уделом. В 1995 году он переехал к родителям в немецкий Кёльн, где провёл последние годы жизни, продолжая активную литературную работу, участвуя в международных фестивалях и публикуясь в России и Европе.
Алексей Парщиков скоропостижно скончался 3 апреля 2009 года в Кёльне и был похоронен на местном кладбище Мелатен.
Вместе с поэтами Александром Ерёменко и Иваном Ждановым он стоял у истоков направления, которое критик Михаил Эпштейн позднее назвал "метареализмом" (или "метаметафорой", по терминологии К. Кедрова). В противовес иронии и дискурсивности концептуалистов, метареалисты стремились к восстановлению целостной картины мира через создание сложных, многоуровневых метафорических систем, пронизывающих разные пласты реальности — от физического и биологического до исторического и метафизического.
Его поэтический дебют состоялся в 1978 году на легендарном вечере трёх поэтов (Парщиков, Ерёменко, Жданов) в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) в Москве. Первая официальная публикация — поэма "Новогодние строчки" — появилась в журнале "Литературная учёба" в 1984 году с программным послесловием Константина Кедрова "Метаметафора Алексея Парщикова". Его стихи сразу же были отмечены необычной образностью, тяготением к научной и технической лексике ("дирижабли", "синхрофазотроны", "ангары"), которая преображалась в инструмент философского познания. Поэтический мир Парщикова — это мир постоянных превращений материи и смысла, где пейзаж может читаться как анатомический атлас, а историческое событие — как геологический процесс.
Несмотря на жизнь в эмиграции, он оставался активным участником русской литературной жизни. В 1990-е и 2000-е годы вышли его ключевые книги: "Выбранное" (1996), сборник эссе и переводов "Рай медленного огня" (2006), коллекция стихов и прозаических заметок "Анга’ры" (2006). Особое место в его наследии занимают уникальные художественные проекты, созданные в соавторстве с художниками: книга-объект "Соприкосновение пауз" с Игорем Ганиковским (2004) и последняя прижизненная публикация "Землетрясение в бухте Цэ" с Евгением Дыбским (2008).
Парщиков был блестящим переводчиком, работавшим с узбекской поэзией (Мухаммад Салих), идишем (Лев Беринский), английским и немецким языками. Он также являлся одним из основателей и редакторов авторитетного интеллектуального журнала "Комментарии". Его поэзия получила широкое международное признание и переведена на множество языков, включая отдельные издания на английском и датском. Лауреат премии Андрея Белого (1987) и премии Московского Биеннале поэтов (2005).