Ерёмин Алексей Григорьевич

Ерёмин Алексей Григорьевич - российский живописец, пейзажист, портретист, художник

17 марта 1919г - 12 июня 1998г

Карелия, Медвежьегорский район, Великая Губа

Живописец, Пейзажист, Портретист, Художник

Советский живописец, мастер эпических полотен о русском Севере. Народный художник РСФСР, создатель цикла картин о Заонежье ("Весна в Заонежье", "Онежане", "Северная весна").

Биография

Родился 17 марта 1919 года в карельском селе Великая Губа. Его детство, проведённое среди суровой северной природы, оказало profound влияние на формирование художественного мировоззрения. В 1930 году семья перебралась в Ленинград, где отец работал мастером по укладке паркета, а юный Алексей начал посещать изостудию при школе № 113, которую вёл талантливый педагог Василий Смирнов, выпускник Императорской Академии художеств.

В 1935 году Ерёмин поступил в знаменитую Среднюю Художественную школу при Всероссийской Академии художеств, однако завершить образование помешала война. В 1939 году его призвали в Красную Армию, службу он проходил в Тбилиси, где впервые участвовал в выставке художников Закавказского военного округа. Великую Отечественную войну Ерёмин встретил в бронетанковых войсках на Западном фронте, прошёл путь от курсанта до командира роты тяжёлых танков "ИС", сражался на Воронежском, Украинских фронтах. Получив тяжёлое ранение весной 1944 года, был демобилизован в звании гвардии старшего лейтенанта, награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды и боевыми медалями.

В 1945 году, преодолевая последствия ранений, Ерёмин поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Его наставниками стали видные педагоги Борис Фогель, Семён Абугов, Александр Деблер, но наибольшее влияние на формирование творческого метода оказал Борис Иогансон, в мастерской которого Ерёмин завершил образование в 1951 году. В годы учёбы произошло и важное личное событие — он женился на однокурснице Ирине Балдиной, ставшей его верной спутницей на протяжении более полувека.

После окончания института Ерёмин был направлен в Новосибирск, где до 1953 года активно участвовал в художественной жизни города, выполнил серию картин для Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки в Москве. Вернувшись в Ленинград, он полностью погрузился в творческую работу, став в 1953 году членом Ленинградского Союза художников. Его организаторский талант и авторитет проявились в работе на посту председателя секции живописи, члена правления ЛОСХ и Союза художников РСФСР.

Признание заслуг Ерёмина выразилось в присвоении ему в 1970 году звания Заслуженного художника РСФСР, а в 1978 году — Народного художника РСФСР. Скончался Алексей Григорьевич 11 июня 1998 года в Санкт-Петербурге, оставив богатейшее художественное наследие, которое хранится в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее и многочисленных музеях России и зарубежья.

Творчество

Центральной темой творчества Ерёмина стала природа и люди русского Севера, особенно родного Заонежья. Художник создал целый живописный эпос, посвящённый этому суровому краю. В таких работах, как "Весна в Заонежье" (1958), "Кижи" (1960), "Онежане" (1963), "Северная весна" (1967), он сумел передать не только внешнюю красоту северной природы, но и её глубокую духовную сущность, органичную связь человека с окружающим миром.

Особое место в творчестве Ерёмина занимают жанровые композиции, в которых он с тонким психологизмом изображал жизнь современников. Картины "Лесорубы" (1957), "Геологи" (1960), "Онежская уха" (1969), "Заонежье. 9 Мая" (1977) стали настоящей летописью жизни северной деревни. Художник избегал парадности и ложного пафоса, находя поэзию в будничных сценах, в простых человеческих отношениях.

Вершиной психологического проникновения стала картина "В родном доме" (1975), которую искусствовед А. Ф. Дмитренко назвал "нравственным стержнем" всего творчества художника. Эта глубоко личная работа, почти автопортретная по своему звучанию, передаёт щемящее чувство прощания с матерью, наполняя пространство деревенской избы сложной гаммой переживаний.

Портретный жанр в творчестве Ерёмина отличает глубокое уважение к личности изображаемых людей. В "Портрете В. Комиссарихина, плотника-реставратора" (1971), "Заонежском мастере Тимофее Герасимовиче" (1976) художник создаёт образы людей, чья жизнь неразрывно связана с традициями и культурой северного края.

Пейзажи Ерёмина, такие как "Белая ночь" (1964), "Осенняя песня" (1980), "Верховье" (1961), демонстрируют эволюцию его живописной манеры — от детальной проработки к более обобщённому, эмоционально насыщенному изображению, где цвет и свет становятся главными выразительными средствами.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(