28 марта 1778г - 7 августа 1830г
Курганская область, Далматовский район, Далматово
Русский поэт, литературный критик, переводчик, теоретик литературы и видный университетский педагог, профессор и декан отделения словесных наук Московского императорского университета. Его фигура является одной из ключевых в истории русской словесности первой трети XIX века, соединившей в себе талант лирического поэта, автора популярнейших песен, строгого классициста-эстетика и наставника целого поколения литераторов, включая молодого М. Ю. Лермонтова.
Происходил из семьи экономических крестьян, позднее перешедших в купеческое сословие. Родился в селе Николаевском (позднее город Далматово) на Урале. Начальное образование получил дома; грамоте его научил отец, Фёдор Алексеевич. Решающую роль в его судьбе сыграл дядя, Алексей Алексеевич Мерзляков, служивший чиновником в Перми. Он заметил выдающиеся способности племянника и, преодолев сопротивление семьи, увёз 8-летнего мальчика в Пермь для обучения. В Пермском главном народном училище юный Мерзляков попал под покровительство директора Ивана Ивановича Панаева, который, оценив его дарование, представил написанную 14-летним подростком "Оду на заключение мира со шведами" генерал-губернатору А. А. Волкову. Ода дошла до императрицы Екатерины II, повелевшей напечатать её в академическом журнале и определить автора для дальнейшего образования в столице.
В 1793 году Мерзляков прибыл в Москву и был определён в университетскую гимназию на казённый счёт под попечение куратора университета М. М. Хераскова. Окончив гимназию первым в списке, он в 1798 году стал студентом, а уже в 1799 году — бакалавром университета, получив золотую медаль. Его студенческие стихи публиковались в журнале "Приятное и полезное препровождение времени". В университете он сблизился с Василием Жуковским, вместе с которым участвовал в "Дружеском литературном обществе" (1801), объединившем наиболее талантливых воспитанников Благородного пансиона и университета.
Академическая карьера Мерзлякова развивалась стремительно: в 1804 году он получил степень магистра словесных наук и занял кафедру российского красноречия и поэзии, которую сохранял до конца жизни. В 1805 году стал доктором философии и адъюнктом, в 1807 — экстраординарным, а в 1810 — ординарным профессором. Неоднократно избирался деканом отделения словесных наук (впервые в 1817/18 учебном году, затем постоянно с 1821 по 1828 год). Он был одним из основателей и самых деятельных членов Общества любителей российской словесности при Московском университете, а также членом Московского общества истории и древностей российских. В 1818–1826 годах исполнял обязанности цензора Московского цензурного комитета.
Как педагог Мерзляков пользовался огромной популярностью. В 1812, а затем в 1816 году он организовал публичные "беседы" по словесности, которые посещали не только студенты, но и столичная элита, включая известных литераторов. Его лекции по эстетике и теории поэзии, выдержанные в духе классицизма, были эталонными для своего времени. Среди его слушателей и учеников были такие разные фигуры, как будущий министр народного просвещения С. С. Уваров, поэт Ф. И. Тютчев и юный Михаил Лермонтов, которому Мерзляков давал также частные уроки и, по мнению исследователей (П. А. Висковатова), оказал значительное влияние на формирование его раннего мировоззрения.
Скончался во время свирепствовавшей в Москве холерной эпидемии на своей даче в Сокольниках. Похоронен на Ваганьковском кладбище; благодарные ученики на руках несли его гроб от Сокольников до места погребения.
Как поэт он принадлежал к переходной эпохе от сентиментализма к романтизму, оставаясь при этом эстетическим консерватором и сторонником классицистических норм. Наибольшую и долговременную славу ему принесли песни и романсы, созданные в 1805–1810-х годах. Такие произведения, как "Среди долины ровныя…", "Чернобровый, черноглазый", "Я не думала ни о чём в свете тужить…", написанные в подражание народной песне, отличались мелодичностью, простотой и искренностью чувства. Они мгновенно ушли в народ, многие десятилетия передавались изустно, а некоторые (как "Среди долины ровныя…") существуют в фольклорной традиции до сих пор, часто без упоминания имени автора.
Параллельно он создавал торжественные оды, духовные стихотворения и элегии, выдержанные в высоком стиле. Как переводчик Мерзляков проделал колоссальную работу, познакомив русскую публику с шедеврами античной и европейской литературы. Главным трудом его жизни стал перевод поэмы Торквато Тассо "Освобождённый Иерусалим" (опубликован в 1828 году), над которым он работал много лет. Он также переводил Гомера, Софокла, Еврипида, Пиндара, Вергилия, Горация, Феокрита, стремясь к точной передаче смысла и формы.
В 1815 году Мерзляков предпринял издание литературного журнала "Амфион", в котором участвовали ведущие литераторы эпохи: В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский и другие. Как критик он отстаивал принципы классицизма, что особенно проявилось в его отношении к новаторской поэзии А. С. Пушкина, которую он критиковал на своих лекциях в Благородном пансионе. Его статья "Державин" (1820) стала одним из первых опытов систематического анализа творчества великого одописца.
Теоретические взгляды Мерзлякова были изложены в его лекциях, а также в "Кратком начертании теории изящной словесности" (1822). Он рассматривал поэзию как искусство подражания прекрасной природе, строго регламентировал жанры и стили, отдавая безусловный приоритет высокой, гражданственной поэзии. Несмотря на некоторую архаичность своих эстетических принципов, Мерзляков сыграл огромную роль как просветитель, систематизатор литературных знаний и педагог, чьи песни стали неотъемлемой частью русской музыкально-поэтической культуры. В его честь с 2001 года в Перми присуждается литературная премия его имени.