23 сентября 1893г - 24 мая 1988г
Ростовская область, Новочеркасск
Выдающийся русский мыслитель XX века, философ, антиковед и филолог, чья судьба стала воплощением духовного сопротивления эпохе. Профессор, доктор филологических наук, он на протяжении более 40 лет преподавал в Московском государственном педагогическом институте, оставаясь в глубине души православным монахом в миру.
Родился в семье донского казака-учителя и дочери священника; его дед был протоиереем. Несмотря на уход отца из семьи, Алексей унаследовал от него страсть к науке и музыке. Окончив с золотой медалью Новочеркасскую гимназию, он поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1915 году по двум отделениям — философскому и классической филологии. Уже его кандидатская работа "О мироощущении Эсхила" получила высокую оценку поэта Вяч. Иванова.
С самого начала своей карьеры Лосев оказался в кругу крупнейших религиозных философов — С. Франка, Н. Бердяева, П. Флоренского, ставшего его духовным учителем. Однако в советское время ему было запрещено преподавать философию, и он работал как филолог-классик (Нижегородский университет) и профессор эстетики (Московская консерватория).
В 1922 году Лосев обвенчался с Валентиной Соколовой; таинство совершил о. Павел Флоренский. А в 1929 году супруги тайно приняли монашеский постриг с именами Андроник и Афанасия, что стало актом глубокого духовного выбора в условиях гонений на Церковь.
Переломным моментом стала публикация книги "Диалектика мифа" (1930), где Лосев открыто отвергал марксизм. Последовали арест и приговор — 10 лет лагерей на строительстве Беломорканала, где он почти полностью потерял зрение. Благодаря ходатайству Е. Пешковой супруги были досрочно освобождены в 1933 году.
После возвращения Лосев был вынужден встраиваться в советскую систему, используя марксистскую риторику, но продолжая свои глубинные исследования. Он обратился к античной эстетике, философии имени, символу, мифу — и создал фундаментальный труд в 8 томах "История античной эстетики", признанный во всём мире.
После смерти Сталина постепенно вернулся к открытой научной и духовной деятельности. Несмотря на запреты и аресты тиражей его книг (как это случилось с работой о Вл. Соловьёве), Лосев стал духовным ориентиром для нескольких поколений интеллигенции. Вокруг него сформировалась блестящая школа учеников, включая С. Аверинцева, В. Бибихина, С. Хоружего.
До конца жизни, почти полностью ослепнув, он продолжал работать, проповедуя имяславие — учение о имени Божием как о самом Боге. Его наследие составляет более 800 произведений, включая 40 монографий.
Алексей Фёдорович Лосев скончался 24 мая 1988 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Реабилитирован в 1994 году.
Научное наследие Алексея Фёдоровича Лосева представляет собой уникальный синтез филологической точности, философской глубины и культурологического масштаба. Его фундаментальный труд — восьмитомная "История античной эстетики" — совершил настоящую революцию в понимании античного мира. Лосеву удалось показать, что эстетика для древних греков и римлян не была лишь учением о прекрасном, но представляла собой целостный способ осмысления бытия, пронизывающий все сферы духовной жизни.
В своих исследованиях учёный блестяще раскрыл эволюцию античной мысли — от сократической диалектики и платоновского идеализма до аристотелевской системности и мистического апофатизма неоплатоников. Как отмечает член-корреспондент РАН Владимир Миронов, лосевский подход позволяет понять, что "познание по Платону — одна из высших форм эстетической деятельности". Это объясняет парадоксальное на первый взгляд название монументального труда: по существу, это история всей античной философии и культуры в их нерасторжимом единстве.
Особую ценность представляет переводческая деятельность Лосева. Его работы с текстами Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла, а также представителей византийской мысли — Николая Кузанского и Марка Эфесского — отличаются исключительной филологической точностью и философской проницательностью. Он также выступил редактором фундаментального трехтомного собрания сочинений Платона (1968-1972).
Широта научных интересов Лосева проявилась в монографиях, посвященных эллинистическо-римскому периоду (1979) и эстетике Возрождения (1978), где он проследил преемственность античных традиций в европейской культуре. По оценке исследователя М. А. Солоповой, Лосев остаётся наиболее авторитетным отечественным философом-антиковедом XX века, чьи работы сохраняют методологическую и аксиологическую значимость для современной науки.
Наследие Алексея Фёдоровича Лосева обрело достойное хранилище в самом сердце Москвы — в знаменитом доме на Арбате, 33, где сегодня располагается библиотека истории русской философии и культуры и мемориальный музей "Дом А. Ф. Лосева". Возглавляет работу по сохранению и изучению творческого наследия философа его ближайшая сподвижница и супруга — Аза Алибековна Тахо-Годи, посвятившая этой миссии десятилетия.
23 сентября 2006 года во внутреннем дворе библиотеки состоялось знаковое событие — открытие первого в России памятника великому мыслителю. Бронзовый бюст работы скульптора Василия Герасимова, установленный на гранитном постаменте, стал не просто мемориалом, но символом признания заслуг Лосева перед отечественной культурой.
Значительно расширила масштабы работы по сохранению наследия учёного инициатива Московского педагогического государственного университета. 31 октября 2018 года в рамках Международного научного форума "А. Ф. Лосев как эпоха в истории русской культуры" здесь были торжественно открыты Центр русского языка и культуры имени А. Ф. Лосева и Мемориальный кабинет учёного.