Попов Алексей Дмитриевич

Попов Алексей Дмитриевич - российский актёр, кинорежиссёр, режиссёр

24 марта 1892г - 18 августа 1961г

Саратовская область, Пугачёвский район, Пугачёв

Актёр, Кинорежиссёр, Режиссёр

Русский и советский актёр, режиссёр, главный режиссёр Театра Красной Армии (1935–1958). Создатель монументальных, героико-романтических спектаклей ("Флаг адмирала", "Поднятая целина"), реформатор сценического языка. Народный артист СССР.

Биография

Алексей Попов родился 12 (24) марта 1892 года в уездном городе Николаевске Самарской губернии (ныне Пугачёв Саратовской области) в семье кондитера. Вскоре семья переехала в Самару, а затем в Саратов, где после смерти отца мальчик рос в трудных условиях. Увлечение театром началось с саратовских ярмарочных балаганов и спектаклей местного театра "Общества народной трезвости", где он начал как статист и самостоятельно освоил искусство грима. Окончив четыре класса училища и поработав чертёжником на железной дороге, он мечтал стать театральным художником и даже поступил в Казанскую художественную школу, однако не окончил её.

В 1912 году, при содействии актёра Н. Щепановского, Попов успешно прошёл строгий отбор и был зачислен в труппу Московского Художественного театра. Однако уже через год, после гастролей, он получил уведомление об отчислении, подписанное Вл. И. Немировичем-Данченко, с формулировкой о несоответствии артистической индивидуальности направлению МХТ. После письма К. С. Станиславскому, недовольному этим решением, Попов был восстановлен и продолжил работу в театре и его Первой студии, где сыграл ряд ролей в спектаклях Евгения Вахтангова и Михаила Чехова. Параллельно с 1915 года начал сниматься в кино, исполнив, в частности, роль Смердякова в первой экранизации "Братьев Карамазовых".

Режиссёрский дебют Попова состоялся в 1916 году в "Мансуровской" студии Вахтангова ("Незнакомка" А. Блока), но работа осталась незавершённой. В 1918 году, чувствуя неудовлетворённость актёрской карьерой, он покинул МХТ и уехал в Кострому, где организовал рабочую театральную студию и с 1918 по 1923 год возглавлял Костромской Театр студийных постановок. После потрясения от вахтанговской "Принцессы Турандот" в 1923 году он вернулся в Москву и стал режиссёром 3-й студии МХАТ (будущий Театр им. Вахтангова), где поставил "Виринею" и "Разлом". В 1931–1935 годах он — главный режиссёр Театра Революции, где создал этапные спектакли по ранним пьесам Н. Погодина и "Ромео и Джульетту". В 1935 году он был назначен художественным руководителем Центрального театра Красной Армии (ныне ЦАТРА), которым руководил 23 года, сделав его одним из ведущих театров страны. В 1958 году был неожиданно снят с должности, что стало для него тяжёлым ударом. Последние годы жизни посвятил педагогике в ГИТИСе (где был назначен художественным руководителем) и написанию теоретических трудов. Скончался Алексей Дмитриевич Попов 18 августа 1961 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество

Режиссёрский метод, который он теоретически осмыслил в книгах "Художественная целостность спектакля" и "Воспоминания и размышления о театре", основывался на концепции "актёра-мыслителя", чья игра одушевлена "волнением от мысли". Он считал, что образ рождается из глубокого анализа действительности и органичного слияния внутреннего переживания с выразительной формой.

В Театре Революции он создал новый тип героико-романтического спектакля о современности, наиболее полно проявившийся в трилогии Николая Погодина ("Поэма о топоре", "Мой друг", "После бала"). Его постановка "Ромео и Джульетты" (1935) стала легендарной, соединив шекспировскую страсть с мощной пластической культурой. В Центральном театре Красной Армии, получившем в 1940 году уникальное по масштабам здание, Попов раскрылся как мастер эпического, монументального действия. Он ставил масштабные исторические и историко-революционные полотна: "Флаг адмирала" А. Штейна, "Год 19-й" И. Прута, "Поднятая целина" по М. Шолохову. При этом он блестяще работал с классикой: его "Укрощение строптивой" и "Ревизор" вошли в золотой фонд советского театра. Во время войны театр под его руководством стал фронтовым, а спектакль "Давным-давно" А. Гладкова (1942) был удостоен Сталинской премии.

Параллельно с практикой Попов вёл огромную педагогическую работу. С 1920-х годов он преподавал в различных студиях, а с 1935 года — в ГИТИСе совместно с М. О. Кнебель, воспитав плеяду выдающихся режиссёров (Олег Ефремов, Михаил Козаков, Леонид Хейфец и др.). Его теоретические труды и педагогическая система оказали огромное влияние на развитие отечественной режиссуры. Несмотря на идеологическое давление и "мхатизацию" послевоенных лет, Попов до конца отстаивал право театра на яркую образность и художественный поиск. Его творчество отмечено тремя Сталинскими премиями.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(