29 ноября 1881г - 12 января 1968г
Кинорежиссёр, Режиссёр, Сценарист
Советский режиссёр, мастер экранизации и музыкальной комедии. Автор классических литературных адаптаций немого кино ("Иудушка Головлёв", 1934) и первых советских оперных фильмов ("Дубровский", 1936). Пик популярности пришёлся на музыкальные комедии 1940-х: "Музыкальная история" (Сталинская премия, 1941), "Антон Иванович сердится", "Укротительница тигров". Также известен как либреттист балета Шостаковича "Золотой век".
Родился 17 (29) ноября 1881 года в Казани. Получив классическое образование, он в 1906 году окончил юридический факультет Казанского университета. Однако его истинным призванием стало искусство. Ещё в студенческие годы он увлёкся театром, и с 1904 года началась его профессиональная деятельность в музыкальных театрах. На протяжении почти двух десятилетий (1904–1921) он работал как оперный режиссёр, в том числе в знаменитой московской Опере Зимина, где поставил ряд спектаклей, среди которых "Царь-плотник", "Фигляр" и "Пиковая дама".
Случайная встреча с популярнейшим актёром немого кино Иваном Мозжухиным в 1918 году кардинально изменила его творческую судьбу. Мозжухин пригласил его принять участие в съёмках фильма "Отец Сергий" (реж. Яков Протазанов), где Ивановский выступил в роли ассистента режиссёра. Так состоялось его вхождение в кинематограф. Уже в начале 1920-х годов он заявил о себе как самостоятельный постановщик. Одной из первых его крупных работ стал историко-революционный фильм "Дворец и крепость" (1924), съёмки которого проходили с размахом — непосредственно в интерьерах Зимнего дворца и с использованием подлинной кареты императора Александра II.
Творческое наследие Александра Ивановского весьма обширно и разнообразно. В эпоху немого кино он активно обращался к русской классической литературе, создав ряд экранизаций: "Три портрета" (1919) по Тургеневу, "Комедиантка" (1923) по повести Лескова "Тупейный художник". Параллельно он работал над историко-революционной темой, поставив картины "Степан Халтурин" (1925) и "Декабристы" (1927). В 1930-е годы он продолжил линию литературных адаптаций, создав запоминающиеся, психологически точные экранизации: "Иудушка Головлёв" (1934) по роману Салтыкова-Щедрина с блестящей ролью Владимира Гардина, "Дубровский" (1936) по Пушкину и "Враги" (1938) по пьесе Горького.
Важной стороной его деятельности оставалась связь с музыкальным театром. Он выступил автором либретто балета "Динамиада", на основе которого Дмитрий Шостакович создал балет "Золотой век" (1930), а также либретто оперы "Помпадуры" (1939). Однако наибольшую известность и народную любовь Александру Ивановскому принесла работа в жанре музыкальной кинокомедии. В 1940 году совместно с Гербертом Раппапортом он снял один из самых популярных советских музыкальных фильмов "Музыкальная история", остроумную историю о шофёре-любителе пения, ставшего оперной звездой (роль Петра Говоркова). Этот фильм был удостоен Сталинской премии второй степени в 1941 году. Затем последовали не менее успешные комедии: "Антон Иванович сердится" (1941) о музыкантах, оперетта "Сильва" (1944), "Солистка балета" (1947) и знаменитая "Укротительница тигров" (1954), снятая в соавторстве с Надеждой Кошеверовой и подарившая зрителям блистательный дуэт Людмилы Касаткиной и Павла Кадочникова.
Александр Викторович Ивановский скончался 12 января 1968 года в Ленинграде и был похоронен на Киновеевском кладбище.