25 октября 1864г - 3 января 1956г
Калужская область, Калуга (городской округ), Калуга
Русский композитор, выдающийся мастер хоровой музыки. Прославился духовными сочинениями, соединившими знаменный распев с академической традицией, и детскими песнями, близкими к фольклору. Автор опер "Добрыня Никитич" и "Сестра Беатриса". С 1925 года в эмиграции создавал также католические и протестантские хоровые произведения.
Родившись в калужской купеческой семье, Гречанинов пришел к музыке необычайно поздно — в 14 лет он впервые увидел настоящее фортепиано. Его профессиональное образование началось лишь в 17 лет в Московской консерватории, где его наставниками стали Сергей Танеев и Василий Сафонов. Решающим этапом стала учеба в Петербургской консерватории у Римского-Корсакова, хотя личные отношения с маститым учителем оставались прохладными, что сам композитор переживал до конца жизни.
Гречанинов вошел в историю как мастер хоровой музыки и тонкий интерпретатор народной песни. Его опера "Добрыня Никитич" (1903) стала образцом эпического стиля, хотя и была воспринята как "запоздавший" памятник национальной традиции. При этом композитор пытался обновить свой язык, что привело к скандалу с оперой "Сестра Беатриса" (1912), запрещенной духовной цензурой за смелую трактовку библейского сюжета.
В 1925 году 60-летний Гречанинов покинул Советскую Россию, прожив в Париже и Нью-Йорке. В эмиграции он создал значительные духовные сочинения, став голосом утраченной православной России. Его творчество было практически забыто на родине, где из всего наследия оставалась известна лишь детская песенка "Подснежник".
Умер Гречанинов в США в 1956 году, оставшись в истории музыки как "композитор-почвенник".
Хотя официальное наследие Александра Гречанинова охватывает 59 опусов, его подлинное творческое наследие простирается гораздо дальше и включает множество неопубликованных произведений. Центральное место в его творчестве неизменно занимала вокальная музыка, отмеченная ясной гомофонной фактурой и мелодической непосредственностью.
Особой теплотой и народной ориентацией пронизаны его сочинения для детей. Такие циклы, как "Ай дуду" и "Снежинки", стали настоящей классикой детского репертуара, творчески развивая традиции Анатолия Лядова в их органичном сплаве с народной песенностью. Не менее значителен его вклад в оперный жанр — от эпического "Добрыни Никитича" до символистской "Сестры Беатрисы" по Метерлинку и поздней, гоголевской "Женитьбы", созданной композитором в восьмидесятилетнем возрасте.
Подлинную славу и бессмертие Гречанинову принесли его духовные сочинения. Его литургии и всенощные бдения, особенно "Литургия св. Иоанна Златоуста" 1897 года и "Всенощное бдение" 1912 года, совершили настоящую революцию в церковном пении, мастерски объединив древний знаменный распев с академической гармонической культурой. Такие хоры, как "Верую" и молитва "Достойно есть", прочно вошли в постоянный богослужебный обиход.
Уникальной страницей его биографии стало создание в парижский и нью-йоркский периоды католических месс и протестантских хоров на английском языке. Этот шаг пожилого композитора демонстрировал удивительную открытость иным культурным традициям. При наличии пяти симфоний и разнообразных камерных сочинений именно хоровая музыка — от прозрачных детских песен до монументальных духовных творений — обеспечила Гречанинову почетное место в истории как мастеру, пронесшему красоту русской национальной традиции через все границы и времена.