21 января 1899г - 29 сентября 1977г
Ленинградская область, Санкт-Петербург
Русский и американский композитор, пианист, педагог и музыкальный теоретик, одна из наиболее ярких и космополитичных фигур в музыке XX века. Известен также как создатель оригинальной ладовой системы ("интрапункт") и автор важных педагогических трудов.
Александр Черепнин родился 8 (20) января 1899 года в Санкт-Петербурге в семье, принадлежавшей к художественной элите Серебряного века. Его отец — композитор и дирижёр Николай Черепнин, один из основателей Беляевского кружка. Мать — певица Мария Альбертовна Бенуа, племянница художника Александра Бенуа, что связывало семью с объединением "Мир искусства". Начальное музыкальное образование Александр получил дома под руководством отца и известной пианистки Леокадии Кашперовой. Впоследствии он учился у композитора Виктора Беляева, а в Петроградской консерватории (1917) занимался у Николая Соколова, ученика Римского-Корсакова. На его формирование также повлияли музыкальный критик Александр Оссовский и композитор Александр Спендиаров.
Революция 1917 года резко изменила жизнь семьи. В 1918 году они переехали в Тифлис (Тбилиси), где Александр продолжил образование в местной консерватории, глубоко увлёкшись грузинским фольклором. В 1921 году Черепнины эмигрировали во Францию и обосновались в Париже. Александр окончил Парижскую консерваторию по классу композиции Поля Видаля и фортепиано Изидора Филиппа. В Париже он вошёл в круг музыкантов "Парижской школы", общаясь с Артюром Онеггером и Богданом Мартину, и начал активную концертную деятельность как пианист-исполнитель собственных произведений, впервые выступив в США в 1926 году.
Период с середины 1930-х по конец 1940-х годов стал для Черепнина временем интенсивной работы на Дальнем Востоке. В 1934–1937 годах он был директором Шанхайской консерватории, оказав огромное влияние на становление современной китайской академической музыки. В Шанхае он познакомился и женился на талантливой китайской пианистке Ли Сян Мин (англ. Lee Hsing-Ming). Затем работал в Японии, где среди его учеников были такие видные композиторы, как Акира Ифукубэ (автор музыки к фильмам "Годзилла") и Ёрицуне Мацудайра. Годы Второй мировой войны он провёл в оккупированном Париже.
В 1948 году Александр Черепнин с семьёй переехал в США, получив американское гражданство в 1958 году. С 1949 по 1964 год он преподавал композицию в Университете Де Поля в Чикаго. Среди его американских учеников — композитор Глория Коутс. В 1967 году, после долгого перерыва, он с успехом концертировал в СССР, посетив Москву, Ленинград и Тбилиси. Скончался Александр Николаевич Черепнин 29 сентября 1977 года в Париже.
Ключевыми для него стали оперный и балетный театр. Среди его опер — экспрессионистская "Оль-Оль" (1924–1925) по Леониду Андрееву и камерная "Венчание Зобеиды" (1929–1930) по Гуго фон Гофмансталю. В балетном жанре он создал такие работы, как "Фрески Аджанты" (1923), написанный для Анны Павловой и поставленный в лондонском Ковент-Гардене; "Трепак" (1937); монументальный "Шота Руставели" (1945), посвящённый великому грузинскому поэту; "Женщина и её тень" (1948) по Полю Клоделю.
Он является автором четырёх симфоний (1927–1957) и шести фортепианных концертов (1919–1965), которые составляют стержень его оркестрового творчества. В них ярко проявилось его виртуозное мастерство пианиста-композитора. Значительное место занимают сочинения, вдохновлённые фольклором: "Грузинская рапсодия" для виолончели с оркестром (1922), фортепианные сюиты на китайские темы, обработки японских мелодий. Его обширное камерное и фортепианное наследие (сонаты, пьесы, циклы) демонстрирует эволюцию его стиля от позднеромантической русской традиции к собственному гармоническому языку.
Особого внимания заслуживает его теоретическая система, изложенная в трактате "Основные элементы моего музыкального языка" (1962). В её основе лежит оригинальная ладовая концепция, основанная на девятиступенных (эннеатонических) звукорядах, которые он рассматривал как наложение трёх специфических четырёхзвучных ячеек ("тетрахордов"). Технику композиции на основе таких звукорядов, где звуки используются подобно серийным, Черепнин назвал "интрапунктом". Эта система, развивавшаяся им с 1910-х годов, придала его музыке характерную гармоническую свежесть и структурную ясность, отличающую её как от традиционной тональности, так и от атональных течений авангарда.