Афиногенов Александр Николаевич

Афиногенов Александр Николаевич - российский драматург

4 апреля 1904г - 29 октября 1941г

Рязанская область, Скопинский район, Скопин

Драматург

Советский драматург, прошедший путь от агитационных пьес до глубокого психологического театра. Вершиной его творчества стали пьесы "Страх" (1931) о судьбе интеллигенции и лирическая "Машенька" (1940), развивавшая чеховские традиции.

Биография

Родился 22 марта (4 апреля) 1904 года в уездном городе Скопине Рязанской губернии. Его отец, Николай Александрович, был железнодорожным служащим, а впоследствии стал известным писателем, работавшим под псевдонимом Н. Степной. Мать будущего драматурга работала учительницей, что, несомненно, повлияло на его раннее интеллектуальное развитие. Проявив себя как активный сторонник новой власти, Афиногенов в 1922 году вступил в ВКП(б), а в 1924 году успешно окончил Московский институт журналистики, что открыло перед ним дорогу в литературную жизнь столицы.

Его карьера стремительно развивалась: уже в 1927-1929 годах он занимал пост заведующего литературной частью в 1-м Московском рабочем театре Пролеткульта, а в начале 1930-х стал одним из влиятельных руководителей РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей). Пиком его официального признания стал 1934 год, когда он был избран в президиум правления Союза писателей СССР и назначен редактором авторитетного журнала "Театр и драматургия". Однако стремительный взлёт обернулся таким же стремительным падением. С конца 1936 года Афиногенов стал объектом жёсткой политической травли, его пьесы были запрещены, а 22 июня 1937 года его исключили из партии и Союза писателей.

В этот период опалы, когда многие коллеги избегали его, с Афиногеновым подружился Борис Пастернак, что стало свидетельством настоящей человеческой солидарности. Оставшись без средств к существованию, драматург жил на даче в Переделкине, где вёл глубокий личный дневник и работал над романом "Три года". Именно в дневниках того времени сохранились поразительные строки, в которых он, несмотря на несправедливость, пытался оправдать систему, размышляя о "благах, данных Революцией". В феврале 1938 года его восстановили в партии, но прежнего статуса он уже не вернул.

С началом Великой Отечественной войны Афиногенов возглавил Литературный отдел Совинформбюро. Трагическая ирония судьбы заключалась в том, что он, переживший идеологические чистки, погиб 29 октября 1941 года от случайного осколка во время бомбёжки в здании ЦК ВКП(б) на Старой площади — как раз в тот момент, когда готовился к важной командировки в США для агитации за открытие второго фронта. Его супруга, американка Дженни Мерлинг, отправилась в эту поездку одна и позже трагически погибла при пожаре на теплоходе "Победа" в 1948 году.

Творчество

Его ранние пьесы, такие как "Малиновое варенье" (1926), создавались под сильным влиянием эстетики Пролеткульта и отличались схематизмом и гиперболизированными образами "врагов". Однако уже в пьесе "Чудак" (1928) проявился его настоящий талант бытописателя и психолога — здесь он сатирически, но убедительно изображал такие пороки общества, как бюрократизм, протекционизм и антисемитизм.

Настоящим прорывом стала пьеса "Страх" (1931), которая после первоначального запрета и серьёзной переработки приобрела огромный успех. В этом произведении Афиногенов одним из первых в советской драматургии затронул сложную тему адаптации старой интеллигенции в новой социальной системе, показав внутренние конфликты и психологические травмы научного сообщества. Ещё более острой в политическом отношении оказалась пьеса "Ложь" (1933), где драматург смело исследовал, к каким системным последствиям приводит вынужденная ложь низовых партийных работников. Интересно, что цензором этой пьесы выступил лично Сталин, и вскоре после постановки её запретили.

В пьесе "Далёкое" (1935) Афиногенов обратился к теме самоотверженного труда во имя социализма в отдалённых уголках страны, создав лирическую и проникновенную драму о незаметных героях. Вершиной его творчества считается пьеса "Машенька" (1940), которую высоко ценил Борис Пастернак. В этой камерной семейной драме, построенной на тонких психологических нюансах и продолжающей чеховские традиции, Афиногенов исследовал развитие человечности в человеке. Именно в "Машеньке" полностью проявилась характерная для зрелого Афиногенова структура: действие, замкнутое в тесном пространстве, глубокий анализ частных судеб и использование косвенного диалога.

Афиногенов сознательно противопоставлял свой психологически-реалистический театр "новаторским" поискам таких драматургов, как Всеволод Вишневский и Николай Погодин, которые экспериментировали с формой, разбивая действие на множество сцен с массовками.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(