Семёнов Александр Михайлович

Семёнов Александр Михайлович - российский живописец, пейзажист, художник

18 февраля 1922г - 23 июня 1984г

Тверская область, Торжокский район, Торжок

Живописец, Пейзажист, Художник

Советский живописец, мастер ленинградского пейзажа. Участник Великой Отечественной войны. Создал уникальную серию городских пейзажей, прославившись изображением Ленинграда в дождливую погоду и вечерних огней. Работы хранятся в российских и зарубежных музеях. Член Ленинградского Союза художников с 1957 года.

Биография

Александр Михайлович Семёнов родился 18 февраля 1922 года в Торжке, где провёл детство среди живописной природы тверской земли. После переезда семьи в Ленинград он поступил в Таврическое художественное училище (1935-1940), где учился у таких мастеров, как В. Орешников и М. Асламазян. Окончив училище, молодой художник начал работать в Ленизо и копировать классиков в Русском музее, постигая секреты мастерства у произведений Шишкина, Репина и Левитана.

В 1941 году Семёнов добровольцем ушёл на фронт, участвовал в обороне Ленинграда на Пулковских высотах, был в плену с августа 1941 года. После войны вернулся в Ленинград и посвятил себя творчеству, особенно плодотворно работая в пригородах - Рождествено, Выре, Даймище. С 1954 года начал участвовать в выставках, а в 1957 году был принят в Ленинградский Союз художников.

Скончался 23 июня 1984 года на 63-м году жизни в деревне Даймище под Ленинградом, где много работал в последние годы жизни. Похоронен на местном кладбище.

Творчество

Творческий путь Александра Семёнова можно разделить на несколько ключевых периодов. В начале 1950-х годов художник активно работал в жанре индустриального пейзажа, создавая такие работы как "Кузнечный цех" (1956) и "Прокатный цех" (1957) после поездок на Урал и Алтай. Эти произведения демонстрируют его интерес к передаче динамики промышленного производства и освоению сложных ракурсов.

С конца 1950-х годов главной темой Семёнова становится городской пейзаж. Он разрабатывает уникальную манеру письма, характеризующуюся искусным владением пленэром, широким мазком и насыщенным колоритом. Особую известность получил его цикл "ленинградских дождей", включающий такие работы как "В дождливый день" (1958), "Дождливый день в Летнем саду" (1961), "Невский проспект в дождь" (1983). В этих произведениях художник виртуозно передавал игру отражений на мокром асфальте, достигая сложных световых эффектов.

Не менее значителен цикл вечерних и ночных пейзажей Ленинграда 1970-х годов. Работы "Ленинград ночью" (1972), "Исаакиевская площадь ночью" (1978) и знаменитый "Невский. Вечерние огни" (1976) демонстрируют мастерское владение цветом и умение создавать сложные пространственные построения.

Параллельно Семёнов продолжал работать над пейзажами Старой Ладоги и Торжка, создавая лирические образы русской провинции. В произведениях "Торжок утром" (1972), "Дворик в Старой Ладоге" (1974) художник сочетал точность в передаче натуры с поэтическим восприятием природы.

Особого внимания заслуживает техника художника - он мастерски сочетал работу кистью с использованием мастихина, создавая сложную фактуру живописной поверхности. Его произведения отличаются цельностью цветового решения и точностью в передаче световоздушной среды.

Наследие Семёнова сегодня хранится в музеях России и частных коллекциях по всему миру, сохраняя для потомков неповторимый образ Ленинграда 1960-1970-х годов. Его творчество продолжает оказывать влияние на современных пейзажистов, особенно в области городского пейзажа.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(