23 июля 1946г - 3 декабря 1995г
Ростовская область, Ростовская агломерация, Ростов-на-Дону
Актёр, Кинорежиссёр, Сценарист
Советский и российский актёр и режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ. Вошёл в историю кино как философский Сталкер у Тарковского, создал яркие образы в "Десяти негритятах" и "Своём среди чужих". Его режиссёрские работы ("Простая смерть", "Жена керосинщика") отмечены глубоким интеллектуализмом и самобытным визуальным языком.
Александр Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону. Его образование начиналось далеко от искусства — в Днепропетровском сварочном техникуме. Однако страсть к театру привела его сначала в Ростовское театральное училище, а затем в Щукинское училище, которое он успешно окончил в 1969 году. Непродолжительная работа в театре Вахтангова оставила у него горький осадок от театральных интриг, что впоследствии заставило его сосредоточиться на кинематографе.
Переломным моментом стало поступление в 1982 году на Высшие курсы сценаристов и режиссёров в мастерскую Андрея Тарковского. Хотя сам Тарковский вскоре эмигрировал, это знакомство определило творческую судьбу Кайдановского. Уже будучи признанным актёром, он в 1992 году получил звание Заслуженного деятеля искусств РФ. Его жизнь трагически оборвалась 3 декабря 1995 года от третьего инфаркта в московской коммунальной квартире, где он жил, несмотря на международное признание.
Творческое наследие Кайдановского уникально своим разнообразием — от актёрских работ до режиссёрских экспериментов. Его актёрская карьера включала как яркие характерные роли в популярных фильмах — доктора Вольфа в "Крахе инженера Гарина", ротмистра Лемке в "Своём среди чужих...", Филиппа Ломбарда в "Десяти негритятах", — так и глубокие философские образы. Вершиной его актёрского мастерства стал Сталкер в одноимённом фильме Тарковского — роль, сделавшая его символом интеллектуального кино.
Как режиссёр Кайдановский создал самобытные работы, отмеченные влиянием европейского арт-хауса. Его дипломная работа "Простая смерть..." по Толстому и последующие картины "Гость", "Жена керосинщика" демонстрировали уникальный визуальный язык и интерес к экзистенциальным темам. Особое место в его творчестве занял документальный портрет "Маэстро: Сергей Параджанов", ставший данью уважения великому режиссёру. Даже в коммерческих проектах, таких как клипы для Alphaville и Гребенщикова, он сохранял авторский почерк, оставаясь верным своему эстетическому кредо до последних дней.
В 1998 году режиссёр Евгений Цымбал создал пронзительный документальный портрет актёра — фильм "Сны Сталкера", где через призму воспоминаний коллег и другов раскрывается многогранность его личности.
Неожиданным, но закономерным стало обращение к образу Кайдановского в игровой индустрии. Разработчики культовой игры "S.T.A.L.K.E.R. Чистое небо" использовали характерные черты его внешности при создании протагониста, отдав тем самым дань уважения легендарной роли актёра в фильме Тарковского.
Особой вехой в сохранении памяти стала инициатива кинофестиваля "Зеркало", где с 2021 года учреждён специальный приз имени Александра Кайдановского. Эта награда вручается одновременно лучшему актёру и режиссёру, символически объединяя две главные ипостаси его творческой судьбы и подчёркивая неразрывную связь между актёрским и режиссёрским искусством.