Локшин Александр Лазаревич

Локшин Александр Лазаревич - российский композитор

19 сентября 1920г - 11 июня 1987г

Алтайский край, Бийский район, Бийск

Композитор

Русский композитор.

Биография

Александр Локшин, родители которого были прибалтийскими евреями, начал играть на пианино в возрасте шести лет. С 1930 года он посещал музыкальную школу в Новосибирске, куда семья переехала после того, как его отец потерял небольшое поместье и скотоводческую ферму из-за национализации. Его учителем игры на пианино был Алексей Штейн, бывший профессор Санкт-Петербургской консерватории, сосланный в Сибирь.

С 1936 года Локшин учился в музыкальном училище при Московской консерватории. Сдав вступительные экзамены в консерваторию у ее директора Генриха Нейгауза, в 1937 году он был принят сразу на второй курс в класс композиции Николая Мясковского. Его выпускное произведение — вокально-симфоническая поэма "Цветы зла" на стихи Шарля Бодлера — не понравилось политической цензуре из-за своей тематики, сочтенной западной и декадентской. Поэтому Локшина не допустили к экзамену в 1941 году, несмотря на ходатайство Мясковского.

Во время Великой Отечественной войны Локшин недолгое время служил в Красной Армии. Был демобилизован по болезни, служил зенитчиком и вернулся в Новосибирск, где играл в военном оркестре. В 1944 году, после успешного исполнения вокально-симфонического произведения Евгения Мравинского и Ленинградской филармонии, эвакуированной в Новосибирск, он, наконец, смог завершить свое обучение композиции в Москве. С 1945 по 1948 год Локшин работал преподавателем инструментовки в Московской консерватории. В 1948 году Локшину пришлось перенести гастрэктомию. Вскоре после этого он снова попал в немилость из-за сталинской культурной политики и был отстранен от работы в консерватории за его отношение к западно-ориентированной музыке таких композиторов, как Густав Малер, Альбан Берг, Игорь Стравинский и Дмитрий Шостакович.

Локшин вернулся в Сибирь и зарабатывал на жизнь как свободный композитор, в основном за счет музыки к фильмам. Несмотря на признание со стороны всемирно известных коллег-композиторов, таких как Шостакович и Тищенко, и дирижеров, таких как Мравинский и Баршай (который впервые исполнил шесть из одиннадцати симфоний Локшина), его "серьёзные" сочинения редко исполнялись при его жизни, а некоторые были исполнены только посмертно. После смерти Сталина ошибочное утверждение диссидента Александра Есенина-Вольпина о том, что Локшин, как агент КГБ, несет ответственность за его арест, привело к значительной дискредитации Локшина даже в художественных кругах.

Работы

Александр Локшин оставил после себя 11 симфоний, все из которых, за исключением 4-й симфонии "Sinfonia stretta" 1968 года, также включают вокальные партии. Выбор текстов часто резко контрастировал с официальной государственной идеологией. 1-я симфония с латинским текстом Реквиема (1957; переписана на русский в 1967 году) считалась религиозной пропагандой и не исполнялась в оригинальной версии до смерти Локшина в 1988 году в Пуле, Англия. Симфония № 3 (1966) использует стихи из поэм Редьярда Киплинга. Она начинается с первых двух куплетов Песни мертвых. Затем следует первая баллада "Дэнни Дивер" из Barrack Room Ballads, в которой описывается утро казни рядового Дэнни Дивера. Затем стихотворение "Ботинки" воспевает марш пехотной колонны. Симфония завершается песней "Мать моя" и дальнейшими куплетами из Песни мертвых.

Симфония № 7 (1972) использует стихи классических японских поэтов. Симфония № 10 (1976) основана на стихах Николая Заболоцкого. 11-я симфония была написана в 1976 году. В том же году его 9-я симфония, основанная на стихах Леонида Мартынова, впервые была исполнена в России, но впоследствии была там запрещена.

Он также писал оркестровые сюиты, кантаты и камерную музыку (включая три квинтета). В своей музыке, которая близка экспрессионизму, сам Локшин считал, что на него сильное влияние оказали Франц Шуберт, Иоганнес Брамс, Альбан Берг и Густав Малер с 1957 года. Песни Маргареты (1973), основанные на стихах из "Фауста" Гете, были переведены Борисом Пастернаком. В 1983 году Локшин положил на музыку три стихотворения Федора Сологуба.

В 1989 году, через два года после смерти Локшина, Рудольф Баршай сказал: "Для меня Локшин — один из величайших композиторов нашего века. Его время пришло, и теперь от нас, музыкантов, зависит, чтобы его произведения исполнялись достойно".

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(